Художественная гимнастика

Школа грации

У дверей спортивного зала стоят девочки. Им, видно, очень хочется войти, но они побаиваются. Подталкивают друг друга, шепчутся. И, не отрываясь, смотрят в зал. Там происходит что-то интересное. Давайте посмотрим и мы.

...Зал небольшой, но чистых! и светлый. Сквозь распахнутые окна на улицу льется музыка. По залу плывут в танце девочки. Они, наверное, одного возраста с теми, что стоят у двери. Им лет по десяти.

Женщина в синем спортивном костюме — преподаватель — хлопнула в ладоши. Музыка обрывается.
— Ногу надо ставить не так, а так — смотрите! — показывает она.

И снова девочки плывут по залу в изящном танце. Они одеты в  гимнастические костюмы, на ногах белые балетные тапочки. Движения их легки и выразительны. Чувствуется, что они посещают этот зал давно — год, а может быть, два.

Одна мелодия сменяет другую. Меняются и движения танцующих: то резкие и стремительные, то мягкие и плавные, словно задушевная песня.

А те девочки, что стоят у двери, не уходят. Кончается урок, смеясь, убегают в раздевалку маленькие танцовщицы.

Зал покидает и женщина-тренер. И тут ее робко обступают терпеливые зрители:
— Можно нам записаться?
Женщина улыбается, разглядывает девочек. Видимо, она не впервые слышит этот вопрос.
— Приходите завтра. Посмотрим на вас...

Что же мы с вами увидели? Урок в балетной школе, репетицию детского танцевального ансамбля? Нет, мы были на занятии секции художественной гимнастики.

Каждый вид спорта красив. Мы смотрим состязания бегунов и испытываем восторг от мощного финишного рывка победителя; игра в баскетбол волнует нас стремительным темпом, точными попаданиями в корзину; прыжки в воду — бесстрашным полетом; плавание — скоростью скольжения по воде. Эти и многие другие виды спорта, в которых выступают и мужчины, и женщины, прекрасны проявлением многих качеств. Женщину красит не только смелость, быстрота и сила. Ей гораздо больше к лицу плавность и музыкальность движений, умение выразить в них свои чувства и настроения.

А можно ли соревноваться в красоте движений, в том, кто выполнит самый вдохновенный и грациозный танец? Можно.

Так родилась художественная гимнастика, вид спорта, которым занимаются только женщины и который называют за его красоту «школой грации».

Давайте снова вернемся в зал. Девочки, которые вчера приходили записываться в секцию, уже стоят в строю. Первый урок!
— Сейчас мы проверим, — говорит тренер,— умеете ли вы ходить.

На лицах девочек недоумение. Как так? Уже десять лет, как они научились ходить. Но, оказывается, ходить просто и ходить красиво — не всегда одно и то же. Походка должна быть легкой. Для этого ногу надо ставить с носка, ступая, выпрямлять колено, голову держать прямо, развернуть плечи. Что тут особенного? Но тренер той дело останавливает девочек.
— Посмотрите!— говорит она и под музыку проходит по залу.

А у девочек опять не получается.
— Осанка! — требует тренер. — Следите за осанкой.

Одна из девочек шагает ссутулившись, у другой подняты плечи, третья опустила голову и смотрит на пол.

Сегодня они еще не могут исправить свою походку, но пройдет несколько занятий, и мы их не узнаем. Великий режиссер К. С. Станиславский говорил, что он редко встречал людей с летящей, а не ползущей походкой. И нам с вами остается пожалеть тех девочек, которые не пришли в секцию художественной гимнастики. Многие из них так и будут всю жизнь ходить некрасиво.

А наши знакомые стоят уже у балетного станка. Они учатся выполнять такие же упражнения, какие делают балерины на своих репетициях. С виду это несложные движения: приседания, наклоны, взмахи ногами. Но это только с первого взгляда. Разве легко держать вытянутую ногу так, чтобы носок ее был выше головы! Для этого надо, чтобы мышцы были эластичные и сильные.

Это достигается каждодневным и, может быть, не очень интересным трудом. Но только так можно сделать свое тело гибким и послушным. Именно здесь кроется секрет легкости и грациозности. Не зря эти же самые упражнения ежедневно повторяет знаменитая балерина Майя Плисецкая.

Художественную гимнастику называют своеобразным спортивным танцем. Действительно, она много почерпнула из богатства народных, бальных и классических танцев. Произвольные упражнения гимнасток часто строятся в форме вальса, чардаша, польки, мазурки.

Страницы: 1 2 3 4