Обучение передаче

Вводные упражнения для обучения передаче на месте
1.       Эстафета с передачей (количество мячей соответствует числу команд). Игроки расположены в две или несколько шеренг (командами). Игрок А каждой команды начинает передачу. От последнего игрока мяч передачей возвращают обратно (рис. 189).

Упражнение выполняют несколько раз.

2.       Комбинированная эстафета (передачи и бег). Игроки построены в две или несколько шеренг. Как только игрок А передаст мяч игроку Б, тот бежит на место игрока А1, принимает мяч от игрока Д и т. д. Мяч возвращается к игроку Б, который отдает его игроку В, а сам встает на место игрока Б1 и т. д.

Когда игроки А, Б, В, Г, Д вернулись на свои исходные позиции, упражнение заканчивают (рис. 190).

3.       То же упражнение, но усложненное. Игрок А отдает мяч игроку Б и бежит на место игрока А1. Игрок Б отдает мяч игроку В и бежит на место игрока Б1. В отдает пас Г и бежит на место В1. А1 получает мяч от Д, отдает его Б1 и т. д. до Д1 (рис. 191). Упражнение закончено.

Выигрывает команда, которая быстрее всех выполнит упражнение. Упражнение повторяют два-три раза.

Передача на месте, прием и передача мяча в движении
Регбисты выстраиваются в колонну. Игроки А и Б остаются на месте. А передает Б, а тот — В. Игрок В бежит до точки В1, отдает мяч А, затем уходит в хвост колонны. А передает Б, а тот отдает мяч Г и т. д.

Когда все игроки выполнили упражнение, игрок А занимает место Б, который встает на место Е, а В занимает место А.

Специально для тренировки полузащитника схватки в выполнении передачи на месте его ставят в точку Б. Игрок А, минуя его, уходит в конец колонны (рис. 192).

Можно усложнить упражнение: использовать два мяча; игрок А катит мяч к игроку Б.

Передача мяча на месте и в движении
Упражнение проводят в форме соревнования. Площадку делят линией на две части. Тренер стоит на этой линии. Команды построены на площадке, как показано на рис. 193.


Игрок А передает мяч игроку Б и идет на место игрока А1. Б передает его В и идет на место Б1, В передает Г и идет на место В1, Г отдает А1 и идет на место Г1.

Когда А1 получает мяч, он бежит прямо и отдает его Б1, который идет за ним; Б1 передает В1 последним следует Г1 («веер»).

Побеждает команда, которая первая приземлила мяч на средней линии.

Упражнение в передаче мяча в движении
Выполняют его без сопротивления и с сопротивлением (рис. 194).


1. Игроки команды А бегут и отдают мяч друг другу, продвигаясь до противоположного края площадки. Игроки команды В выполняют упражнение, двигаясь в обратном направлении. Они передают мяч игрокам команды В и т. д.

Намечают прямоугольник с небольшой нейтральной зоной, в центре которой находится тренер. Каждая команда имеет по мячу. Передавая мяч «веером», игроки команд 2 и 3 должны приземлить мяч в нейтральной зоне. Затем мяч передают командам 1 и 4, которые выполняют то же упражнение.

Одновременно с ними игроки команд 2 и 3 возвращаются на исходные позиции. Они двигаются, не изменяя построения, не мешая командам владеть мячом, и вынуждают их играть внимательнее.

Команды 2 и 3 могут оказать сопротивление командам 1 и 4.

Это упражнение можно проводить в виде соревнования между двумя командами. Команда, которая раньше выполнит попытку, получает три очка.

Передача в движении с сопротивлением
Несколько команд по принципу «веера» начинают движение через равные интервалы, выполняя передачи. Команда, добежавшая до линии, поворачивается и возвращается обратно, выполняя передачу.

«Веер» встречает встречный «веер», что заставляет игроков быть особенно внимательными, чтобы не потерять мяч (рис. 195).

Совершенствование передачи в движении
Для упражнения нужно 16 флажков 1,5 м высотой, 2—3 мяча (можно играть и одним), 2 флажка, изображающие ворота; расстояние между ними 1,2 м.

Расположение ворот показано на рис. 196. Расстояние между флажками — 3,5 м, дистанция в глубину между воротами б— 6 м.

Четыре игрока образуют «веер», стоя по оси своих ворот. Игрок А после прохода ворот отдает мяч игроку Б; тот так же проходит свои ворота и отдает мяч игроку В и т. д.

Когда игрок Г пройдет двое ворот, упражнение повторяют, но в другую сторону. Возвращаясь на исходные позиции, игроки «веера» выполняют групповое ведение мяча ногами, а в это время следующий «веер» начинает движение.

Можно засекать время выполнения упражнения. Чем глубже в «веере» находятся принимающие игроки, тем больше у них времени приготовиться к передаче и приему мяча. Передачу можно выполнять до прохода ворот.

Скрестная передача
В упражнение включается передача на месте (например, полузащитником схватки), прием мяча в движении и скрестная передача.

Игроки располагаются, как показано на рис. 197, в две колонны; игрок Г в 3,5—4 м от игрока В, на 1,5 м в глубину. Игроки А и Б остаются на месте. Направление бега указывается флажками.

Игроки В и Г бегут параллельно. А пасует В (1), тот изменяет направление бега под углом. Когда он окажется на уровне первого флажка, Г идет ему в «крест» сзади. В отдает ему мяч перед тем, как их пути пересекутся (2). Затем Г отдает мяч Б (3), а тот возвращает его А. В и Г продолжают свой бег и возвращаются в хвост колонны.

Сдвоенная передача
Упражнение включает передачу на месте (например, полузащитником схватки), прием мяча в движении и скрестную передачу.

Игроки располагаются как в предыдущем упражнении. Игрок Б занимает место значительно дальше (рис. 198).

Для новичков расставляют флажки.

Игроки В и Г бегут параллельно. А передает мяч В (7); тот, добегая до первого флажка, отдает его Г (2). Игрок Г ускоряет и спрямляет бег, затем отдает мяч В (3), который идет ему в «крест» сзади.

В передает мяч Б (4), после чего В и Г уходят в хвост колонны.

Таким образом, игроки поочередно меняются местами и ролями и повторяют упражнение. Игрок Б длинной передачей посылает мяч А (5), который передает его Д и т. д.