Тренировочные упражнения

Обучение контролю за мячом

Бег с мячом в руках
Прежде всего нужно научить молодых игроков бегать со сцепленными пальцами («замок»). Это помогает им выработать синхронность в работе рук и ног во время бега.

1.       Эстафета между двумя или несколькими командами, стоящими в параллельных колоннах. Обогнуть флажок и отдать мяч короткой передачей следующему игроку (рис. 181). Упражнение помогает научиться держать мяч двумя руками в движении.

Передача выполняется правильно, когда опорной является нога, противоположная направлению передачи (внешняя). Когда следует передача налево, правая нога является опорной, когда передают направо — левая.

2.       Эстафета для четырех команд игроков. По сигналу игроки 1 и 11 начинают бег. Получив мяч, игроки 6 и 16 передают его короткой передачей игрокам 2 и 12, вышедшим на линию старта. Упражнение продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят его (рис. 182).

Бег с мячом в руках и быстрое обыгрывание противника
Тренер стоит в положении руки в стороны. Две колонны игроков А, Б, В, Г и 1, 2, 3, 4 стоят друг против друга.

Игрок А, держащий мяч в руках, начинает бег. Тренер опускает руку, когда игрок находится в пяти или шести метрах от него. Тот должен обойти его со стороны опущенной руки.

Игрок перекладывает мяч в руку, дальнюю от тренера, а другой рукой имитирует «ручку». Затем отдает мяч игроку 1, который начинает бег. В это время тренер поворачивается к нему лицом. Игрок А уходит в хвост колонны (рис. 183).

Упражнение выполняют непрерывно.

Бег с мячом в руках и передача
Упражнение похоже на предыдущее. После того как игрок обойдет тренера, он берет мяч в обе руки, проходит флажки (рис. 184) и по команде тренера отдает мяч налево или направо.

Игрок А занимает место А1, а тот с мячом в руках возвращается в хвост колонны, но предварительно отдает мяч игроку В, который, в свою очередь, начинает бег по направлению к тренеру.

Игрок Б, имеющий второй мяч, уже начал бег.

Подбор мяча с земли во время бега
Игроки стоят в двух колоннах приблизительно в тридцати метрах друг против друга. На земле проведены две линии (рис. 185).


Первый игрок подбирает мяч у первой линии, продолжает бег и кладет его у другой линии, а сам уходит в хвост противоположной колонны. Затем бежит второй игрок, подбирает мяч, приземляет его у второй линии, а сам уходит в хвост противоположной колонны и т. д.

Это упражнение можно проводить в форме соревнования между несколькими командами. Выигрывает команда, которая первой возвратится в исходное положение.

Подбор мяча с земли без зрительного контроля
У тренера два или три мяча. Игроки выстраиваются в колонну. Направляющий поворачивается на 180°, когда оказывается на одной линии с тренером. Тренер бросает мяч на землю. Игрок поворачивается и бежит за мячом. Подбегает к тренеру, кладет мяч рядом с ним, а сам уходит в хвост колонны.

Игрок может также ударить мяч ногой сразу, как подберет его, и передать помощнику тренера, который может находиться рядом с ним (рис. 186).

Ловля мяча (упражнение для юношей)
Игроки стоят в кругу по порядку номеров. Тренер в центре круга. Он бросает мяч в воздух и называет номер игрока. Названный игрок должен поймать мяч я немедленно отдать его тренеру (рис. 187).

Тренер может усложнять упражнение.

Прием мяча
(упражнение также полезно для отработки передачи на месте)
Десять-двенадцать игроков располагаются по кругу. Два игрока в центре.

Игроки, стоящие по кругу, отдают и принимают передачи. Игроки, стоящие в центре круга, должны коснуться мяча или игрока, владеющего мячом.

Тренер заменяет игроков, стоящих в центре круга, игроками, неточно передавшими мяч или принявшими передачу.

Владеющий мячом может передать его налево или направо, но не имеет права передавать мяч больше чем через двух игроков (рис. 188).

Необходимо отметить, что все перечисленные упражнения можно использовать и при совершенствовании ударов ногой. Все они являются подготовительными при обучении приема мяча с лёта, а некоторые из них, слегка измененные, полезны для обучения подбора мяча в движении.