Советы тренерам

Оценивать игрока нужно не только по его индивидуальной игре, но и по участию в коллективных действиях. Случается, игрок выглядит на поле очень эффективно, но стремится действовать индивидуально, а коллективная игра от этого страдает.

Чтобы оценить игрока, надо наблюдать за ним довольно долгое время и не только в игре. Надо знать не только как игрок владеет мячом или играет против своего прямого соперника, но и как он поддерживает атаку или защиту, как выполняет указания своего капитана.

Хороший регбист играет и в защите, и в нападении.

Тренер должен оценивать команду по достоинству, объективно подходя к каждому из игроков. Есть игроки, которые всегда жалуются, что они не смогли ничего сделать из-за соперника или судьи. Они никогда не считают себя ответственными за игру. Есть и регбисты, которые очень деятельно передвигаются по полю, а сами не играют с мячом и не входят в контакт с противником. В противоположность им есть игроки другого плана — они мало говорят, но на поле это настоящие труженики. Это самые сильные игроки.

Если при розыгрыше произвольной схватки вы всегда видите одного и того же нападающего за схваткой, можете быть уверены — этот нападающий боится играть или пытается блеснуть... как полузащитник схватки!

Одни игроки никогда не принимают мяч после удара ногой или после 22-метрового удара, так как не выходят к мячу в месте его падения. Значит, они плохо владеют техникой приема мяча с лёта. Другие часто не выполняют захват, сетуя на неудачу, стараются уйти от контакта с противником, находя множество причин. Дело в том, что они выбирают такое исходное положение, в котором провести захват практически нельзя.

Есть игроки, которые в акробатическом прыжке летят в ноги противнику, чтобы забрать мяч, вместо того, чтобы упасть на него сверху. Зрители могут воскликнуть: «Обидно!» Будьте уверены, что подобная ситуация может повторяться из года в год, а мяч никогда не будет взят — игрок просто не хочет этого делать, «играет» на зрителя.

Если игрок не соблюдает правил коллективной защиты, особенно в третьей линии и в линии трехчетвертных, он будет посредственным защитником, пусть даже ему удаются захваты.

Случается, что игроки часто пробивают по мячу и идут за ним не по тактическим соображениям, а из желания освободиться от него. Они знают бесполезность этих приемов. Однако это им не мешает кричать своим товарищам «Иди за мячом!» и делать выговор, когда те этого не сделают. Если же их спросить, почему они бегут назад, они ответят, что оттягиваются. Иными словами, они знают заранее, что мячом первым овладеет противник.

Если крайние игроки линии трехчетвертных редко играют с мячом в атаке,—это ошибка центрального трехчетвертного.

Есть «столбы», которые никогда не толкают в схватке. В этом легко убедиться, наблюдая издали: их ноги в момент толчка находятся сзади центра тяжести. Иногда игроки вторых линий находят в назначаемой схватке удобный момент для отдыха.

Если при введении мяча в схватку у игроков выпрямлены ноги, они толкать не будут.

Когда нападающие при розыгрыше коридора отбивают мяч рукой вместо того, чтобы ловить его, значит, они спасовали перед лицом противника или устали.

Иногда открытые полузащитники стоят слишком далеко от схватки или слишком близко к боковой линии при вбрасывании мяча. Возможно, это делается для прохода, а возможно, и для того, чтобы обезопасить себя и избежать контакта с противником. От этого страдают центральные трехчетвертные.

Есть, наконец, игроки, которые используют на поле максимум своих возможностей, жаждут победы и самоотверженно борются за нее. Именно из них воспитываются игроки с высокими морально-волевыми, физическими и техническими качествами. Не доверяйте тем, кто утверждает, что ищет в игре только развлечение. Как можно в игре, где в острой борьбе нужно проявить большую волю к победе, получать только удовольствие!

И еще. Не считайте, что вы создадите прекрасную команду, если уберете из нее всех игроков, часто допускающих ошибки. У вас никого не останется.

Эти советы должны помочь улучшить состав команды, а не избавиться от некоторых игроков, о которых я говорил.