Программа курса обучения регби
Для практической помощи тренерам и инструкторам ниже приводится разработанная автором учебная программа курса обучения регби для кафедры физического воспитания и спорта Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана.
Раздел | Содержание раздела программы | Всего | В том числе | |
теоретические занятия | практические занятия | |||
1 | Физическая культура и спорт в СССР | 4 | 4 | |
2 | История регби за рубежом и в Советском Союзе и пути его развития | 4 | 4 | |
3 | Регби — вид спорта, развивающий высокие физические, волевые и моральные качества. Самоконтроль, предупреждение травм | 20 | 8 | 12 |
4 | Общая и специальная физическая подготовка | 200 | 200 | |
5 | Техника и тактика игры в регби (включая соревнования) | 360 | 40 | 320 |
6 | Правила игры. Организация и проведение соревнований. Подготовка общественных кадров инструкторов и судей | 52 | 12 | 40 |
7 | Оборудование, инвентарь и уход за ними | 10 | 2 | 8 |
8 | Зачет | 24 | 4 | 20 |
Всего: | 674 | 474 | 600 |
Раздел 1. Физическая культура и спорт в СССР.
Физическая культура — составная часть социалистической культуры, одно из важных средств коммунистического воспитания, укрепления здоровья и всестороннего развития физических способностей советских граждан. Значение физической культуры для трудовой деятельности советских граждан и для укрепления обороноспособности советского государства.
Указания Коммунистической партии и Советского правительства о массовом развитии физической культуры среди населения, особенно среди молодежи, о повышении мастерства советских спортсменов.
Ознакомление с положением и нормативами Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР».
Общественно-политическое и государственное значение спорта в СССР. Массовый, народный характер советского спорта.
Достижения советских спортсменов в борьбе за завоевание мирового первенства по важнейшим видам спорта.
Значение выступлений советских спортсменов в международных соревнованиях в деле укрепления мира между народами.
Раздел 2. История регби за рубежом и в СССР и пути его развития. Характеристика регби. Возникновение регби как самостоятельной спортивной игры. Распространение регби по странам мира. Появление регби в СССР. Этапы его развития. Значение и роль общественных начал в развитии регби в СССР. Задачи и организация дальнейшего развития регби в стране.
Организация работы по регби в коллективах физической культуры и необходимые меры по дальнейшему ее улучшению.
Раздел 3. Регби — вид спорта, развивающий высокие физические, волевые и моральные качества. Самоконтроль, предупреждение травм. Оказание первой помощи.
Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль нервной системы в деятельности всего организма. Влияние занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему. Совершенствование функций мышечной системы, дыхания, кровообращения под воздействием физических упражнений.
Понятия о личной гигиене спортсмена. Гигиена одежды, обуви, жилища. О вреде курения и употребления спиртных напитков. Значение врачебного контроля при тренировке спортсмена. Самоконтроль спортсмена. Понятие «спортивная форма», утомление и переутомление. Меры предупреждения переутомления.
Предупреждение спортивных травм. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям регби.
Раздел 4. Общая физическая подготовка. Занятия ставят целью повышение общей физической подготовки спортсменов. Основой является сдача норм комплекса ГТО I и II ступени. В летнее время проводятся бег на короткие и длинные дистанции, прыжки в длину, высоту, плавание и т. п. Зимой — лыжные кроссы, занятия борьбой, штангой, плаванием и другими видами спорта. Обязательная утренняя зарядка в течение всего года.
Нагрузка физической подготовки второго года обучения увеличивается по сравнению с первым годом.
Раздел 5. Техника и тактика игры в регби. Первый год обучения. Обучение и совершенствование следующих элементов техники игры.
Техника игры руками: 1) передвижение с мячом по полю: 2) ловля высоко летящего мяча (лицом к мячу, спиной к мячу); 3) ловля мяча, летящего на игрока низко спереди; 4) ловля мяча, летящего на игрока низко сбоку; 5) ловля мяча при вбрасывании его из-за боковой линии; 6) ловля мяча на «метку»; 7) передача мяча двумя руками; 8) передача мяча через голову противника; 9) передача мяча одной рукой (любым способом); 10) передача мяча при захвате; 11) поднимание лежащего на земле мяча во время бега.
Техника игры ногами: 1) удар с рук; 2) удар с от« скока с места; 3) удар с земли.
Захват противника: 1) бег с мячом по прямой и зигзагами; 2) высокий захват противника.
Тактика игры. Роль и обязанности отдельных игроков в команде: 1) нападение — схватка. Построение первой, второй и третьей линий схватки, игры в схватке игроков первой, второй и третьей линии; 2) полузащита, полузащитник схватки. Прием мяча из схватки и передача его. Полузащитник «блуждающий» — его роль в команде во время розыгрыша схватки; 3) трехчетвертные нападения, их роль в защите и нападении и взаимодействие с игроками нападения; 4) замыкающий (защитник). Игра замыкающего в нападении и защите и взаимодействие его с командой; 5) игра нападения при вбрасывании мяча из-за боковой линии; 6) расположение игроков в игре при начальном ударе; при атаке по середине и краям поля; при защите по середине и краям поля.
Второй год обучения. Совершенствование приемов первого года обучения и дополнительное изучение и тренировка, следующих приемов техники игры.
Техника игры руками: 1) ловля мяча, летящего высоко сбоку, во время бега; 2) ловля мяча, летящего над землей прямо на игрока и сбоку; 3) ловля мяча одной рукой на ходу; 4) передача мяча за спиной; 5) ложные передачи, финты; 6) передача мяча в падении, в одно касание; 7) поднимание мяча с земли одной рукой во время бега; 8) поднимание одной рукой мяча, который катится по земле.
Техника игры ногами: 1) удар с отскока на ходу;
2) удар через игрока коленом; 3) ведение мяча ногой в одиночку и группой.
Захваты противника: 1) низкий захват противника сбоку, сзади; 2) отражение противника, захватывающего низко; 3) падение на мяч при ведении мяча.
Тактика игры. Повторение раздела тактики игры первого года обучения и изучение следующих тактических задач: 1) нападение — схватка. Варианты построения схватки 3 + 2 + 3; 3 + 4 + 1; 3 + 4. Игра схватки у лицевой линии противника (проталкивание). Заворот схватки. Произвольная схватка; 2) полузащитник схватки и его игра с полузащитником схватки противника;
3) трехчетвертные: прорыв трехчетвертного по краю при введении мяча из-за боковой линии. Прорыв трехчетвертных при передаче мяча с другого края поля;
4) замыкающий. Игра замыкающего при поддержке атаки. Игра замыкающего ногами (боковая линия, ворота, перевод игры на другой край поля и т. д.);
5) удар по воротам с хода во время игры; 6) «метка», ее осуществление и удар по воротам; 7) защита своих ворот при ударе с «метки»; 8) удар по воротам после попытки; 9) игры в сухую и сырую погоду, тактические особенности и отличие.
Раздел 6. Правила игры, организация и проведение соревнований, подготовка общественных кадров инструкторов и судей. На теоретических и практических занятиях изучаются правила игры. Права и обязанности игроков. Взаимоотношение игроков с капитаном и судьями. Изучаются порядок и принципы проведения соревнований.
С середины первого года обучения проводятся стажировочные занятия будущими инструкторами. С выходом на поле систематически проводится судейская практика в роли судьи на поле и боковых судей. По мере подготовленности инструкторов и судей проводятся зачетные занятия на присвоение звания инструктора-общественника и судьи по спорту.
Раздел 7. Оборудование, инвентарь и уход за ними. Поле для игры в регби, его разметка и инвентарь. Одежда, обувь и уход за ними. Мяч — его размеры, вес.
Раздел 8. Зачетные требования.
Первый год обучения: 1) посещение занятий не менее двух раз в неделю; 2) освоение технических приемов и тактического материала, предусмотренных программой; 3) судейство соревнований в роли бокового судьи; 4) проведение занятий с группой новичков.
Второй год обучения. 1) посещение занятий не менее двух раз в неделю; 2) освоение технических приемов и тактического материала программы; 3) судейство соревнований в роли судьи на поле; 4) проведение занятий с командой.
На стр. 96—97 приводится график занятий по программе обучения регби для первого и второго года обучения, с указанием распределения учебного материала по месяцам и периодам тренировки. В числителе указаны теоретические занятия, в знаменателе — практические.