Камень-то в чужой огород!

Читателей продолжают волновать вопросы состояния и развития нашего волейбола, поднятые в статье мастера спорта Анатолия Седова «Топтание на месте», напечатанной в февральском номере «Спортивных игр». В творческой дискуссии на страницах журнала высказались уже многие специалисты и любители волейбола. Сегодня слово предоставляется одному из старейших московских волейболистов — судье всесоюзной категории Алексею Афанасьеву.

Тренеры ведущих волейбольных  команд нередко укоряют преподавателей детских спортивных школ в том, что они плохо готовят смену мастерам. Даже в сборные команды страны, не говоря уже о командах класса «А»,— сетуют маститые тренеры,— часто приходится брать, за неимением лучших, игроков слабо технически и тактически подготовленных.

Не могу с этим согласиться, товарищи тренеры. Далеко не всегда спортивные школы виноваты в том, что ваше новое пополнение не в ладах с техникой и тактикой игры. Чаще всего виноваты вы сами.

Я не раз убеждался, что игроки, вышедшие из детских спортивных школ, довольно хорошо умеют пасовать, гасить мяч и ставить блок. Разумеется, они еще не законченные мастера, но это волейболисты с довольно высоким уровнем разносторонней подготовленности, имеющие перспективу набраться в хорошей команде опыта, отшлифовать свои навыки и стать настоящей опорой коллектива. Но что происходит с юношами и девушками, попавшими в коллектив мастеров? Зачастую их с первых же шагов лишают индивидуального лица, своеего «почерка», всецело приспосабливая к сложившейся командной тактике. И обиднее всего, что эта тактика понимается не творчески, а как некий шаблон. А все потому, что некоторые тренеры рассматривают команду как своего рода механизм, который стандартно решает стандартные задачи. Поэтому от молодых требуют не искусного паса, а предлагают, избегая всякого риска, бездумно поднять мяч в воздух так называемой «землечерпалкой». Их учат не хитроумно выигрывать очко, а лишь бить по мячу как можно сильнее.

Не случайно сейчас у волейболистов бытует поговорка весьма дурного толка: «сила есть, ума не надо». После этого не удивительно, что молодые волейболисты деквалифицируются, превращаются в холодных ремесленников. Их волейбольное оружие широкого диапазона, приобретенное в школе, без применения начинает ржаветь.

Но вот тренер почувствовал, что стандартная командная тактика перестает давать эффект — соперники быстро «раскусили» нехитрые и однообразные уловки. Тогда тренер пытается разучить со своими волейболистами какую-нибудь свежую тактическую комбинацию, например, нацелить игроков не на постоянный уход от блока противника, а на обыгрывание заслона над сеткой. Но, увы, попытки тренера внести в тактику свежую, острую струю оказываются тщетными. У игроков не хватает для этого ни технического, ни тактического умения. Тренер начинает нервничать, предъявляет игрокам всевозможные претензии и, как водится, ругать тех, кто занимался с этими волейболистами в детской спортивной школе.

Несправедливы эти претензии. Зачем бросать камень в чужой огород? Ведь в том, что волейболисты стали играть технически и тактически примитивно, виноват прежде всего сам тренер команды. Кто, как не тренер, ограничивал действия этих игроков выполнением примитивных задач, ориентировал их не на многообразие волейбола, а требовал усвоить всего лишь два стандартных игровых приема! Увидев летящий со стороны противника мяч, игрок должен ставить под него руки и подбить вверх. Это первый прием. Второй столь же примитивен. Получив мяч от распасовщика, игрок обязан перебить его что есть силы через сетку на сторону противника. И самое удивительное то, что игрока, умеющего четко выполнять только эти два приема, тренер искренне считал мастером волейбола! Тут уж не приходится говорить ни о творчестве в игре, ни о постоянном стремлении совершенствовать свою технику и тактику.

Мне кажется, такая поощряемая тренерами примитивная игра толкает волейболиста не на совершенствование, а на забвение того, что знаешь. Исключением является, пожалуй, только связующий игрок, а он в команде обычно один. Ведь «разводящий», как принято его называть,— душа и мозг команды. Он думает за всех, остальные только выполняют его волю. Действительно, сколько ума, изобретательности и истинного мастерства нужно приложить, чтобы в современной игре, когда любая тактическая комбинация уже известна всем и вся, вывести своего нападающего на удар без блока! Но разве может стимулировать стремление к мастерству такое положение, когда высокая техника игры и тактическая изощренность нужны в команде только одному — связующему игроку, а всем его партнерам достаточно освоить самые примитивные действия. Вот и выходит: один с сошкой, а пятеро с ложкой.

Но так было в нашем волейболе не всегда. Еще не ушло в область предания то время, когда каждый игрок умел не только дать точный пас своему товарищу из любого положения, но и искусно единоборствовал с блокирующими. Чем же объяснить появление (и, к сожалению, признание) примитивных действий в игре. Маленький экскурс в прошлое. На первом чемпионате мира наши волейболисты не имели себе равных. Они не проиграли не только ни одного матча, но и ни одной партии. Каждый наш игрок отличался яркой индивидуальностью. Один не походил на другого. Это были настоящие бойцы, умеющие побеждать. Но постепенно корифеи нашего волейбола в силу возраста сходили с игровой площадки. На смену приходила молодежь. Началась полоса удручающих поражений. Тренеры бросались из одной крайности в другую. Сначала старались перенять у победителей технику их игры в защите и перешли на преимущественный прием мяча способом снизу, хотя от этого способа защиты старшее поколение мастеров нашего волейбола отказалось еще 30 лет назад! Потом решили усилить нападение, вводя в команды игроков-гигантов. Но и это не помогло. И вдруг напали на «золотую жилу» — разработали так называемую «командную тактику», понимаемую весьма примитивно: один «связующий» за всех. Такое упрощенчество позволяло тренерам сквозь пальцы смотреть на игроков, не обладающих тонкой индивидуальной техникой, большим и разносторонним тактическим кругозором.

Рассуждали примерно так: ничего страшного нет, если в команде пять статистов, не блещущих индивидуальным мастерством, была бы «палочка-выручалочка» — хороший связующий игрок типа Мондзолевского, который думал бы за всех и «делал» игру. Но число комбинаций, построенных на так называемой командной тактике, в волейболе довольно ограниченное. Соперники к ним быстро приспосабливаются и находят эффективные средства противодействия. В женском волейболе дело дошло до того, что соперницы — японки — даже сумели отобрать у наших девушек титул чемпионок мира.

Наш волейбол, как мне кажется, утерял былую оригинальность, своеобразие, то есть то самое ценное, что приносит высокое самобытное мастерство каждого игрока команды. В результате такой нивелировки наши команды стали мало чем отличаться от многих зарубежных команд.

В других видах спортивных игр все в большей мере делается ставка на тонкое искусство спортсмена в противовес голой силе, а в волейболе такая прогрессивная тенденция еле теплится. Ее почти незаметно. Волейбол — умная, разнообразная, тонкая по своей идее игра подчас подчиняется культу силы. В нем царит сейчас упрощенчество. А отсюда и отсутствие перспектив нового взлета спортивного мастерства и класса игры наших команд. Такие перспективы откроются, если мы будем всячески развивать индивидуальное и техническое и тактическое мастерство волейболистов. Количество командных тактических комбинаций волейбола весьма ограничено сутью самой игры, ее специфическими особенностями. Ведь за последние 15 лет в волейболе не придумано ни одной новой тактической комбинации. Да и придумать их нельзя, ибо волейбол, как ни крутись, ограничен тремя касаниями мяча и сеткой. Значит, надо изыскивать другие источники побед, а они кроются в индивидуальном мастерстве каждого волейболиста.

Конечно, командные комбинации, имеющиеся в тактическом арсенале волейбола, надо всячески совершенствовать,  но самое пристальное внимание все же надо уделить шлифовке индивидуального мастерства каждого игрока, обогащать и расширять его технические и тактические возможности. Игровое искусство каждого волейболиста, его умение безошибочно управлять мячом, четко взаимодействовать с партнерами значительно повысит боевой потенциал всей команды.

Инна Рыскаль

Инна Рыскаль на батуте? Да, это она, одна из лучших игроков олимпийской сборной СССР. Для чего же понадобилось волейболистке это приспособление для акробатических прыжков? Правда, с батутом дружат не только акробаты, но, к примеру, и космонавты. В упражнениях на этом «летающем ковре» они черпают новые координационные возможности, умение управлять своим телом в безопорном положении. Ну, а волейболисты? Они живут тоже не волейболом единым. Гимнастика, легкая атлетика давно уже стали для них подспорьем — источником нового взлета мастерства.

Акробатика — сравнительно молодой друг волейбола. Но это настоящий друг и союзник. Ведь для того, чтобы провести мощный и точный удар, надо уметь высоко прыгать, безошибочно ориентироваться в воздухе. Да и в обороне мало чего добьешься в трудных ситуациях, если ты не акробатичен. Поэтому в хороших командах игроки все чаще выполняют на тренировках акробатические кувырки, кульбиты, перекаты.

Чтобы крепче подружиться с акробатикой, волейболистам надо наладить дружеский контакт со специалистами этого вида спорта, поучиться у них. И не только ловкости и координации движений, но и обязательно — безопасности упражнений! В занятиях акробатикой нужно квалифицированное руководство. Только при этом условии сложные акробатические упражнения приведут к радости открытия новых граней мастерства и в волейболе.

Фото мастера спорта Юрия Долягина