Так играл Константин Рева

Время меняет характер игры, ее тактику, пополняет игровой арсенал новыми техническими приемами. Многое устаревает и обновляется, но опыт выдающихся спортсменов, таких, например, как заслуженный мастер спорта Константин Рева, сохраняет свою ценность и глубокую поучительность.

Любители спорта впервые о Реве услышали в 1937 году, когда в коллективе спортивного клуба «Правда» появился 16-летний юноша с недюжинными способностями. В ту пору Косте пришлось выбирать, какому виду спорта отдать предпочтение. Хорошие результаты в прыжках в высоту (170 см), в длину и в метаниях сулили успешные выступления в легкой атлетике. Игра в юношеских футбольных командах заманчиво рисовала перспективу стать мастером футбола. Не без колебаний Костя отдал предпочтение волейболу. Через два года он уже играл в первой команде московских спартаковцев, одном из сильнейших волейбольных коллективов тех лет. А в 1940 году вместе со своими товарищами по команде завоевал титул чемпиона страны. Война надолго прервала спортивные увлечения юноши. Боец Военно-Воздушных Сил Константин Рева охранял московское небо от фашистских пиратов.

После окончания войны офицер Рева снова увлекается волейболом, играет в команде московских армейцев. Многие годы этот замечательный волейболист нес бессменную вахту в основном составе сборной страны. Вместе со своими товарищами завоевывал золотые медали на двух чемпионатах мира и на двух чемпионатах Европы. Восемь раз Константин Рева награждался титулом чемпиона Советского Союза. Когда в 1957 году группа советских спортсменов была отмечена правительственными наградами, среди награжденных был и Константин Рева, удостоенный ордена Трудового Красного Знамени.

Успех команды — всегда результат действий всего коллектива. Но в коллективных усилиях особенно ощутим вклад того, кто проявит инициативу с самого начала. Рева обычно вступал в игру, находясь у сетки в зоне 4—зоне сильнейшего нападающего. Все годы выступлений Ревы в волейбольных соревнованиях на его майке всегда мы видели № 4 — символ доверия и большой ответственности.

В чем же особенности спортивного мастерства Константина Ревы? Игра Ревы— это прежде всего непрерывные проявления подлинного атлетизма. Всесторонне физически подготовленный, он сохранял мощь и легкость прыжка в течение всего соревнования. Зрителям доставляло огромное удовольствие наблюдать за спокойными, экономными и точными действиями этого стройного, отлично сложенного спортсмена. Ни одного лишнего движения! Ни намека на какой-либо шаблон! В каждой игровой ситуации Рева неизменно находил самое рациональное решение.

Разбег, прыжок, удар — все эти действия нападающего выполнялись Ревой легко, красиво и с максимальным эффектом. Разбегался он предельно экономно, всего два-три шага, и не столько для увеличения высоты прыжка, сколько для того, чтобы занять наиболее удобное, оптимально выгодное положение по отношению к мячу и провести сокрушительный удар. А ведь зачастую даже известные мастера оказываются после разбега в невыгодном для удара положении: мяч или далеко от них, или, наоборот, чересчур близко, а порой даже оказывается за спиной игрока. У Ревы этого не бывало. Сделать удар ему всегда было удобно.

Заканчивая разбег, Рева слегка приседал и тут же взлетал над сеткой, придав своему прыжку нужное направление. Он не только высоко прыгал, но и оказывался в воздухе в наиболее удобной для удара позиции. Можно было позавидовать той уверенности, с какой он управлял своим телом и координировал движения в безопорном положении.

У каждого волейболиста есть излюбленный способ нападения, любимый, или, как говорят, коронный удар. Был ли такой удар у Ревы? Может быть, и был, но трудно сказать какой, ибо он одинаково искусно применял почти все известные в волейболе удары. Поэтому соперникам было так трудно играть против Ревы. Они никак не могли приноровиться к его разнообразному арсеналу. Удары Ревы чередовались и по направлению, и по силе, и по способу их проведения. Его прямые и боковые удары по передней половине площадки противника были феноменальными по силе. Он вкладывал в них усилие мышц не только одной руки, но и всего корпуса. Это придавало ударам особую мощь. Обратите внимание (снимок 1) на выполнение Ревой бокового удара. Ударами поверх ладоней блокирующих по глубине площадки кистью руки и в зоны 2 и 1 с поворотом корпуса он держал под обстрелом все игровое поле противника. Играя в зоне 2, Рева с успехом осуществлял сильные удары левой рукой (снимок 2). Любую выгодную ситуацию он использовал для того, чтобы послать неотразимый мяч на сторону противника.

Весьма поучительна игра Ревы в зоне 3. Удар по мячу с так называемой короткой передачи, когда мяч еле поднимается над сеткой, во времена Ревы считался весьма трудным по исполнению и применялся довольно редко. Весьма сложным он считается и поныне. Отлично координируя движения, сочетая правильный разбег с высоким прыжком, обладая прекрасной реакцией, Рева безукоризненно атаковал с короткой передачи. Здесь требуется особенно четкое взаимодействие нападающего с игроком, передающим мяч к сетке. Но если даже передача бывала недостаточно точной, Рева успевал встретить мяч в наиболее выгодной в данной ситуации точке, придать ему нужное направление и добиться успеха. Обычно он наносил удар по восходящему мячу, то есть в момент, когда мяч еще не достиг верхней точки подъема. Очень часто Рева прыгал для удара еще до того, как мяч касался рук передающего партнера. Активные действия Ревы в зоне 3 вынуждали блокирующих непрерывно следить за ним, чтобы не опоздать с прыжком для блокирования.

Вот Рева резко вышел к сетке (снимок 3) и взлетел для удара по мячу с короткой передачи. Это побудило соперника прыгнуть вверх, чтобы попытаться преградить путь мячу. Увидев это, пасующий В. Гайлит направил мяч не основному бомбардиру, а сделал передачу почти в той же зоне. Рева и блокировавший его соперник опустились после прыжка, а в это время партнер слева провел нападающий удар без сопротивления блокирующих.

Константин Рева обладал и еще двумя важными качествами выдающегося мастера. Он любил риск. Но его риск зиждился на высоком искусстве. Я не помню случая, чтобы мяч после его удара врезался в сетку или ушел за пределы площадки. Особенно старательно он доигрывал мячи, принятые партнерами. И второе его качество: умение сохранять самообладание в самые напряженные моменты игры. Сколько раз Реве приходилось отыгрывать последние, решающие, мячи, когда уже только от него зависел исход матча, а то и всего чемпионата!

Умение ясно видеть, что делается в стане противника, позволяло Реве принимать правильные решения в ходе игры. Вот ладони двух блокирующих (снимок 4) преградили путь мячу. Рева мгновенно отказывается от своего первоначального намерения и вместо удара откидывает мяч партнеру.

Уже будучи зрелым мастером, Рева при подаче вводил мяч в игру самым элементарным способом. Товарищи указывали ему на этот недостаток, и Костя заверил коллектив: «Научусь подавать сильно!». И, как всегда, сдержал слово. Вскоре боковая подача Ревы стала грозным оружием команды. На снимке 5 запечатлено завершающее движение Ревы при подаче: обратите внимание на активное участие его корпуса в ударе по мячу.

В заключительном матче чемпионата страны 1958 года встречались основные претенденты на золотые медали — армейцы и динамовцы столицы. Перед этим матчем у «Динамо» было на один выигрыш больше, чем у команды ЦСКА. Последняя игра шла с переменным успехом. В пятой, решающей, партии динамовцам удалось захватить инициативу. Над армейцами нависла угроза поражения. При счете 8:13 на подачу вышел Рева. Очко... второе... третье... приносит он команде. Динамовцы нервничают, а Рева с удивительным спокойствием подает четвертый раз. Мяч, почти касаясь сетки, перелетает на сторону противника, пробивает подставленные динамовцем руки и уходит за пределы площадки. Выиграно четвертое очко! А за ним еще два очка! Победили в этом матче армейцы. А на следующий день в дополнительной встрече волейболисты ЦСКА переиграли динамовцев и завоевали титул чемпионов страны. Это было последнее в чемпионатах Советского Союза выступление нашего замечательного спортсмена.

Константин Рева
«Удары Константина Ревы пригвождали соперников к земле». Такую подпись сделал чехословацкий художник к своему дружескому шаржу, опубликованному в 1949 году в дни первого чемпионата мира по волейболу, проходившего на площадках Праги.

                                                               Владимир Саввин, заслуженный мастер спорта