Нападение и защита в баскетболе

Настоящий раздел рассчитан на тренеров, работающих с командами разрядников.

Обобщив свой личный опыт тренерской работы, мы пытались дать практические, деловые советы тренерам и игрокам, раскрывая основные игровые действия в нападении и защите как отдельных игроков, так и группы игроков и команды в целом.

Общие основы нападения и защиты.

В баскетболе на поле встречаются две команды, стремящиеся победить друг друга. Эта борьба бывает очень острой и требует от игроков большого напряжения умственных и физических способностей.

Игра любой команды в баскетбол складывается из наступательных действий (нападение), цель которых забросить мяч в корзину противника, и из оборонительных действий (защита), цель которых воспрепятствовать наступательным действиям противника.

Наступательные и оборонительные действия у каждой команды должны быть разнообразны и соответствовать особенностям противника и условиям, в которых происходит игра.

Для того чтобы успешно играть в нападении и в защите, нужно владеть техникой игры и уметь своевременно ее применять против конкретного противника в конкретной обстановке.

Техника является основой мастерства.

Нельзя успешно играть в баскетбол, если игрок не умеет ловить и вести мяч, передать его партнеру, резко остановиться или изменить направление своего движения в простой или сложной обстановке. В баскетболе много разнообразных технических приемов. Передача мяча, например, может быть выполнена одной и двумя руками, из-за спины и о площадку, на короткую и длинную дистанцию и т. п. Броски мяча по корзине, ведение мяча и его ловля столь же разнообразны.

Все они одинаково важны для ведения игры и должны быть тщательно изучены и усвоены во время учебно-тренировочных занятий. Нельзя давать предпочтение какому-либо одному приему. Чем больше технических приемов выучили игроки, тем выше их техника, тем лучше вооружена команда. А чем лучше вооружена команда, тем легче ей бороться с противником и добиться победы.

Любая, самая удачная тактическая мысль не может быть осуществлена без хорошего овладения техникой игры. Действия всего коллектива, все усилия, затраченные на то, чтобы отобрать мяч у противника, могут оказаться бесполезными из-за неточной передачи или неумелой ловли мяча. Каждый баскетболист должен стремиться довести до совершенства технику владения мячом и передвижения. Технически подготовленный и разносторонний игрок наиболее опасен для противника.

Тренер должен добиваться, чтобы игроки применяли самые простые и рациональные приемы. В зависимости от обстановки могут быть применены и более сложные приемы, но искусственно усложнять технику и применять более сложный и «красивый» прием, когда этого не требует обстановка, не нужно.

Простота, рациональность технических приемов, необходимых для достижения результата команды, является характерной чертой советской школы баскетбола.

Вычурность и искусственное усложнение техники для показа личных возможностей игрока всегда идет в ущерб результатам команды и является особенностью игроков буржуазных команд.

Кроме того, неоправданное усложнение технических приемов требует большего расходования сил игрока.

Искусство экономного расходования сил и стремление максимально упрощать различные сложные технические приемы нужно воспитывать у игроков с первых шагов их обучения. Лучше затратить больше времени на учебу и привить игроку чувство целесообразности применения приемов, чем потом исправлять укоренившиеся ошибки. Стремясь к простоте применения технических приемов, игроки не должны избегать трудных положений, им следует применять технические приемы и производить затрату сил не большую, чем требует обстановка.

Основная цель тактики — победа.

Главная тактическая задача — определение (выбор) средств (технических приемов) и способов ведения игры против конкретного противника. Этот выбор должен происходить с учетом условий игры. Прежде всего необходимо принимать во внимание качества собственной команды и команды противника, а также условия погоды, освещение, размеры площадки, качество грунта, особенности поля и т. п.

Только правильный учет всех условий помогает избирать самые целесообразные средства и способы ведения игры, т. е. определить тактику команды.

Иначе команда будет играть «вслепую», ее тактика не сможет обеспечить успеха и пойдет на пользу противнику.

Правильно определить и выбрать тактику можно при условии, если игроки и команда в целом хорошо знают разнообразные средства и способы игры и различные формы их применения.

Этому игроки должны обучаться в процессе систематических занятий.

Детальное изучение тактики, проверка ее на практике дают также возможность совершенствовать старые и находить новые способы ведения игры. Знание разнообразных тактических способов защиты и нападения, умение их применять на практике свидетельствуют о тактической зрелости игроков и команды.

Обучение тактике дает основные руководящие положения для действий игроков и команды в разных условиях.

В то же время тактика не может содержать рецептов на всевозможные ситуации, которые могут встретиться в игре.

Передовая тактика несовместима с консерватизмом и привычкой действовать по шаблону.

Скудные знания тактических приемов вынуждают игроков и команду применять одинаковые способы борьбы против любого противника, а это нередко приводит к поражению. Шаблонная тактика становится беспомощной, как только изменяется или усложняется обстановка игры. Стандартная тактика ликвидирует маневренность действий, творческую инициативу игроков и команды.

Действия игроков команды на поле определяются тем, нападает команда или защищается. Команда бывает в положении нападающей, когда она владеет мячом.

Игроки нападающей команды с помощью передвижений и разных технических приемов стараются преодолеть сопротивление защищающегося противника и приблизить мяч к его щиту на такое расстояние и в такое положение, из которого можно с успехом бросить мяч в корзину. Защищающаяся команда стремится, применяя все средства, разрешенные правилами баскетбола, отобрать мяч у нападающей команды или усложнить ее продвижение к щиту и не дать ей возможности бросить мяч в корзину.

Успех команды в защите и в нападении будет достигнут, если в борьбе принимают участие все пять игроков.

Поэтому основным условием успешной игры являются активные и умелые действия всех игроков команды в защите и нападении.

По правилам игры мяч переходит к другой команде, если она непосредственно в игре отберет мяч, при технических ошибках противника (пробежка, двойное ведение и т. п.) и после попадания мяча в корзину. Каждая команда в течение игры много раз бывает в положении нападающей и защищающейся.

Частая смена этих положений требует от всех игроков умения быстро перестраивать свою игру из нападения в защиту и обратно.

Успешные действия нападения приносят результат непосредственно, а успешные действия защиты закрепляют его. Они взаимно дополняют друг друга, и несовершенство одного из них отрицательно влияет на общий результат команды. Если умело нападающая команда забросила много мячей в корзину противника и, плохо защищаясь, пропустила в свою корзину столько же мячей,— результат всей игры сведен к нулю.

Все действия нападения и защиты делятся по своему характеру на коллективные и индивидуальные. К индивидуальным относятся самостоятельные действия отдельных игроков без помощи партнеров. Коллективные действия, в зависимости от того, участвуют в них все или несколько игроков команды, делятся на командные и групповые действия.

В командных действиях принимают участие все пять игроков, в групповых же действиях участвует лишь часть игроков команды. Командные действия осуществляются путем применения систем нападения. Групповые действия — путем применения комбинаций. Успех этих систем и комбинаций зависит от своевременности и правильности индивидуальных действий.

Для индивидуальных действий игроку могут быть даны различные тактические задания, направленные на полное использование индивидуальных особенностей его техники, тактики, физических данных против слабых сторон противника. Такие задания даются до игры, если есть представление о противнике, и в течение игры в результате сведений, полученных путем разведки в процессе игры.

Отсюда можно сделать вывод, что основные задачи команды в игре следующие:
Коллективными и индивидуальными действиями всех игроков команды преодолеть сопротивление противника и забросить в его кольцо максимальное количество мячей.

Коллективными и индивидуальными действиями всех  игроков команды ликвидировать действия нападающей команды и как можно меньше пропустить мячей в свою корзину.