Десять баллов

В отличие от обязательной произвольная программа разрешает на всех снарядах и в вольных упражнениях располагать сложные элементы в каком угодно порядке. Как удобно. Или как выгодно, чтобы оттенить все лучшее, что есть в технике гимнаста. Один спортсмен не похож на другого. Это понятно. И, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, проявляй фантазию, изобретательность. Находи всякие детали, которые позволят тебе украсить весь рисунок упражнения. Правила гимнастики это разрешают и поощряют.

Но... И тут есть свое «но». Надо в каждом разряде выполнять — и непременно — то или иное количество сложных элементов. Чем выше мастерство,— тем их больше и тем они труднее.

Возвратимся в зал.

Латынина взлетает над ковром. Прыжки, балетные шаги (в детстве Латынина много занималась балетом), скульптурные позы. И вот даже сами спортсмены замирают возле снарядов и следят за ней безотрывно и даже начинают временами потихоньку аплодировать. Да, у Латыниной учатся многие. И в особенности молодежь.

Не копируют. А учатся. Потому что главное у Латыниной — поиски своего, собственного, выразительного «я». И вот появляются у нас новые юные дарования. Лариса Петрик из Витебска и ленинградка Наталия Кучинская — лучшие среди них. Но талант каждой из этих девочек — своеобразен. Их уже не спутаешь ни с кем. Наследницы у Латыниной — чудесные.

Взгляните на Ларису Петрик, когда она спокойно и невозмутимо шествует по узкой полоске гимнастического бревна. Ширина бревна — с ладонь. Узко. Шатко. А пройти по этому бревну, поднятому высоко над полом на двух ножках, надо несколько раз. И при этом выполнить массу прыжков, поворотов, сложных шагов и постараться не только не свалиться, но даже не пошатнуться. И сделать все быстро, потому что промедление ведет к потерям долей баллов.

У Ларисы «прогулка» по бревну получается здорово. Кажется, что она просто вышагивает по широкому мостику, где есть полный простор для движения. Молодец, Лариса! Глядя на нее, начинаешь понимать, как эта девочка в пятнадцать лет сумела победить Ларису Латынину и завоевать почетнейшее звание абсолютной чемпионки страны.

А Наталии Кучинской удалось сделать это в шестнадцать. У нее все четыре «женских» снаряда — любимые. Иногда кажется, что ее стихия — вольные упражнения. Иногда — что свои симпатии она отдала брусьям. А мне запомнились ее прыжки. Их называют в гимнастике опорными. Разбегается спортсменка, мчится к снаряду, поблескивающему кожей, отталкивается от него и затем летит вперед, пока земное притяжение, отступившее на время перед ее смелостью, не заставит приземлиться, стать на ноги. И замереть. Конечно, падать нельзя. Ведь в том-то и заключается смысл гимнастики, чтобы научить человека владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, когда и опора исчезает, и прыгаешь, вращаешься, как будто попал в состояние невесомости. Вот почему, скажем, все космонавты обязательно занимаются гимнастикой.

Четвертый снаряд у женщин — брусья. Две упругие отполированные жерди. Одна закреплена выше, другая — ниже. И вот вокруг них надо вращаться. Перелетать с одной на другую. Гимнасты говорят — порхать. А в конце — прыгать. Делать соскок. То с верхней жерди, как со второго этажа. То с нижней, летя распластавшись над ареной или ввинчиваясь в воздух, чтобы снова неожиданно распрямиться и мягко приземлиться на гимнастический матрас.

На брусьях великолепно выглядит Полина Астахова. На этом снаряде она дважды — в Риме и Токио — становилась олимпийской чемпионкой. Астахова — сама быстрота и бесстрашие. Такой ее из очень болезненной и хрупкой девушки сделала гимнастика. Сейчас ее выступлениями любуются миллионы людей и в нашей стране и за рубежом.

Пять снарядов и вольные упражнения поджидают гимнастов-мужчин. И нет ни одного легкого, простого, позволяющего расслабиться хоть на мгновение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7