Когда запели трубы

Серебряные трубы возвестили о том, что сейчас начнутся игры.

Торжественно выходят судьи. Это самые знатные и уважаемые люди Греции. На них дорогие пурпурные одежды, на головах лавровые венки. Судьи поднимаются на отведенную для них трибуну.

Затем появляются атлеты. Одни из них стройные и худощавые — это бегуны. Другие мускулистые и массивные, по одному виду можно определить, что это борцы или кулачные бойцы. Медленным шагом один за другим они проходят вокруг арены. Глашатай громко объявляет имя каждого из них и название города, откуда они прибыли. При этом глашатай обращается к публике и спрашивает, не возражает ли кто-либо против участия атлета в играх, не запятнал ли он своего имени каким-либо недостойным поступком.

Далеко не каждый мог участвовать в Олимпийских играх. Лишь богатые и знатные эллины имели возможность подготовиться к играм. К состязаниям не допускались рабы и варвары — так в Греции назывались в то время чужеземцы. Запрещалось участвовать в играх и тем, кто был осужден или уличен в нечестном поступке. Если же атлет скрыл позорящий его поступок и обманул судей, его подвергали штрафу или продавали в рабство. Если он не мог уплатить штраф, деньги должны были внести его родственники или граждане его города.

Опаздывать на Олимпийские игры не разрешалось ни в коем случае. Один кулачный боец, приехавший из Александрии, опоздал к началу состязаний: разразилась буря, корабль задержался в пути. Но судьи не посчитались с этим и не разрешили атлету участвовать в играх.

Каждый, желавший принять участие в играх, должен был целый месяц тренироваться в специальной гимнастической школе. Там он изучал приемы борьбы и кулачного боя, искусство быстрого бега, метание диска и копья. Бойцы разучивали удары, тренируясь с висящим кожаным мешком, наполненным песком. Борцы и метатели поднимали «гантели» — каменные бруски с углублениями для пальцев. Одну из таких гантелей нашли уже в наше время при раскопках в Олимпии. Она весит 143 килограмма. На ней высечена надпись: «Вывон поднял ее над головой одной рукой».

На победу в Олимпийских играх мог рассчитывать лишь тот, кто хорошо подготовится к состязанию, накопит во время тренировок силы, будет смелым, ловким и выносливым.

Перед выходом на арену атлеты присягали в том, что будут строго соблюдать все правила состязаний и не совершат ничего противозаконного, не допустят злого умысла или обмана. Клятва произносилась перед статуей Зевса, не той, о которой мы рассказывали, а другой, которую специально изваяли для устрашения судей и атлетов. Это был Зевс злой и свирепый, карающий всякого, кто нарушит клятву. В каждой руке он держал молнию. На постаменте статуи были высечены нравоучительные надписи: «Не деньгами, но быстротою ног и силой приобретается Олимпийская победа». «Наука всем грекам, что деньги никому не дают победу на Олимпийских играх».

Эта надпись была сделана после того, как один фессалиец подкупил троих противников. Об этом судьи узнали и взяли с него большой штраф.

Однажды родители двух атлетов вступили между собой в сговор. Сын бедного отца за деньги должен был проиграть сыну богача. Судьи узнали об этом, и оба отца также были наказаны.

Древние эллины сурово карали за трусость. История рассказывает, что один атлет, испугавшись трудного поединка, убежал из Олимпии. Этим он нарушил клятву быть смелым и решительным. За свой позорный поступок он был сурово наказан, а имя его предано Проклятию.

Напутствуя атлетов, судьи говорили:
—     Если вы достойным образом подготовились к Олимпийским играм, если над вами не тяготеет низкий поступок и нерадение — тогда отправляйтесь с веселым сердцем. Если же нет — то уходите!

А теперь посмотрим, что же происходит на стадионе.

Снова запели трубы.

Начались соревнования по бегу.

Бег — один из самых почетных видов олимпийских состязаний.

Вот на беговую дорожку выходят атлеты.
—     Занять место нога к ноге! — подает команду судья.

Бегуны становятся рядом. Нога одного почти касалась ноги другого. Затем следует новая команда, и бегуны, словно стрела, выпущенная из лука, устремляются вперед. Того, у кого не хватит выдержки и он сдвинется с места хотя бы на мгновение раньше, чем другие, ждало наказание. Суровое правило гласило: «Того, кто побежит слишком рано, надо бить!» И судьи здесь же на арене, перед тысячами зрителей, били палкой провинившегося. Правда, после этого ему разрешали снова начать бег.

Олимпийская дорожка не была похожа на наши современные беговые дорожки, ленточкой опоясывающие овал стадиона. Она была прямая как стрела. Добежав до конца ее, атлет поворачивался и бежал обратно. В начале дорожки, посредине и в конце ее стояли каменные столбы. На первом столбе, для того чтобы ободрить атлетов, было написано: «Будь смел!» На втором: «Спеши!» И на третьем: «Возвращайся!»

Хорошо, если приходилось бежать только одну стадию — 192 метра. Но в программе игр были также бег на две стадии, или, как его называли, двойной бег, бег на шесть, восемь, двенадцать и даже на двадцать четыре стадии, что составляло чуть, ли не 5 километров.

Прежде чем выйти на арену, атлеты в течение месяца тренировались. Бегали они не по твердой и гладкой дорожке, а по сыпучему песку, в котором увязают ноги, Для чего это делалось?

«Мы заставляем юношей, — объясняли греки,— упражняться в беге как на большие расстояния, так и на скорость; и этот бег производится не на твердом месте, а на глубоком песке, где трудно прочно встать и нелегко упереться ногами, так как они вязнут в мягкой почве... Для того мы даем юношам чрезмерно трудные упражнения, чтобы они еще легче переносили более легкое».

По-суворовски это звучит короче: «Трудно в учении, легко в бою».

Обычно атлеты бежали обнаженными. Так было не всегда. Раньше они выступали в легких плащах. И случилось так, что один из них потерял на ходу плащ. Это был быстроногий бегун, поэтому к финишу он пришел первым. Но остальные решили: «Он победил потому, что бежал без плаща. Так ему было легче».

И с той поры атлеты стали выходить на арену без одежды.

Победители первых забегов, сильнейшие из сильных, устраивали состязания друг с другом. Воодушевляя своих любимцев, восторженно кричали зрители. Кричали и бегуны, подбадривая самих себя.

Вот что писал один из древних историков, не раз присутствовавший на Олимпийских играх: «Бегущий не смотрит на зрителей: он видит только награду, он никуда не оборачивается: пусть смеются над ним, пусть хвалят его или даже бросают в него камни; пусть расхищают его дом, пусть явятся вдруг дети, жена; он ничего не увидит и не заметит; его увлекает одно — добежать и получить награду, Даже достигнув цели, он не перестает еще бежать».

Интересно, с какой быстротой могли бежать люди в то далекое время? Секундомеров, да и обыкновенных часов тогда еще не существовало. Поэтому в состязаниях не отмечалось время, важен был результат — кто придет первым.

Чтобы передать стремительность бега, историкам Олимпийских игр часто приходилось пользоваться художественными образами и сравнениями. Рассказывая, например, об одном состязании, они говорили, что бегуна можно было видеть только в начале беговой дорожки и у финиша, на дистанции же он был невидим. О других бегунах говорили, что они могли обогнать зайца или лошадь. Знаменитый атлет Фидиппид пробежал расстояние от Афин до Спарты — почти 250 километров — за два дня.