Священное перемирие

Когда в какой-либо город или страну приезжал олимпийский глашатай, или, как его называли, мироносец, население радостно, с почестями встречало его. Ликование людей нетрудно понять: с того самого дня, когда гонец объявлял священный месяц игр, в древнем мире должны были прекратиться войны, вражда и распри, откладывались суды и казни.

Враждовавшие до этого города и народы заключали перемирие и снаряжали на Олимпийский праздник торжественные посольства.

Все чужеземцы, вступающие на территорию Элиды — области, где находилась Олимпия, должны были сложить оружие, а тот, кто попытался бы напасть на Элиду, подвергался проклятию богов и осуждению людей. Такая же участь ожидала и соседние области и государства, которые отказались бы помочь Элиде отразить нападение и покарать врага.

По закону нарушители перемирия наказывались штрафом и лишались права участвовать в Олимпийских играх.

Проклятие было уделом всякого, кто осмеливался напасть на путника, направляющегося на праздник в Олимпию.

За всю известную нам историю древних Олимпийских игр было лишь несколько случаев нарушения перемирия. В 420 году до новой эры на один город напал отряд вооруженных спартанцев, и однажды солдаты царя Македонии Филиппа ограбили афинского жителя, направлявшегося на праздник в Олимпию. Виновные оправдывались тем, что не знали о начавшемся перемирии. Однако это не избавило их от наказания. Виновных оштрафовали и лишили права участвовать в играх.

Во время священного перемирия дороги Греции становились безопасными даже для одиноких безоружных путников. - Людской поток неудержимо стремился в Олимпию. Каждому хотелось побывать на знаменитом празднике, воспетом величайшими поэтами Греции. Ни летний зной, ни жажда, ни длинный утомительный путь не страшили путников.

Однажды ленивый и изнеженный афинянин спросил у знаменитого философа Сократа:
—     Как ты, о мудрый человек, решаешься пуститься в такое долгое и трудное путешествие? Неужели только затем,  чтобы насладиться зрелищем Олимпийских игр?
—     Любезный друг, — засмеялся Сократ, — ты напрасно боишься этого путешествия. Подумай-ка, разве ты не ходишь в продолжение целого дня по Афинам и по своему дому? И путешествие в Олимпию не будет тебе в тягость. Ведь ты будешь гулять,  потом пообедаешь, затем снова погуляешь, поужинаешь, поспишь. Глядишь, через пять-шесть дней и дойдешь до Олимпии.

Путешественники разбивали свой лагерь на берегу Алфея. Повсюду белели палатки и шелковые шатры. Дымились костры, в воздухе разносился запах яств. Купцы раскладывали свои товары. Оракулы предсказывали судьбу всем, кто хотел бы заглянуть в будущее. Знахари на разные голоса предлагали свои снадобья, исцеляющие, по их уверениям, от всех болезней.

Перед началом Олимпийских игр на стадионе выступали ораторы, певцы и музыканты. Перед толпой людей произносил пламенные речи Демосфен, развивали свои философские взгляды Сократ и Платон, а прославленный Геродот читал главы из знаменитой «Истории». Люди внимательно слушали, а возвратившись с Олимпийских игр, разносили по всему миру молву о талантливости и учености сынов Эллады.

Перед началом Олимпийских игр совершались жертвоприношения. Богачи приносили в дар богам по сто быков, бедняки — овцу или ягненка. Затем праздничная процессия вступала в Альтис — так называлась священная роща Олимпии, сокровищница древнегреческих искусств. Здесь, среди олив и платанов, сверкали белизной мрамора прекрасные скульптуры, изображающие богов и героев, статуи олимпийских победителей.

На колоннах из цветного мрамора  были развешаны бронзовые доски с высеченными на них государственными грамотами и договорами о заключении мира и торговли с другими странами.

Тенистые аллеи вели к храмам и алтарям. Там круглый год горели жертвенные огни. Вот процессия обогнула храм богини Геры и медленно движется мимо святилища Пелопиона. В центре его возвышалась статуя основателя Олимпийских игр Пелопса.

Жрецы приносили в жертву легендарному основателю Олимпийских игр черного барана. Затем процессия приближалась к алтарю Зевса. Здесь предстояло совершить самое торжественное жертвоприношение. Зевс был главным богом у греков. Он властитель Вселенной, повелитель туч. Недаром его называли Зевс Громовержец. В гневе он бросал на землю сверкающие молнии. Он устанавливал законы, жестоко наказывая непокорных и милостиво награждая тех, кто приносил ему жертвы.

Когда-то алтарь Зевса был невысоким. На каменном основании горел костер, и на нем сжигались жертвенные животные. Постепенно на алтаре накапливался пепел. Желая показать Зевсу, что народ не скупится на приношения, жрецы приносили сюда пепел, собранный и с других очагов Олимпии, смешивали его с водой из Алфея и обмазывали жертвенник.

Так постепенно вырос огромный курган. В его склоне пришлось вырубить ступеньки, по которым жрецы поднимали на верхнюю площадку убитое животное и сжигали его на костре.

Принеся жертву, процессия направлялась к храму Зевса. Храм стоял на возвышенности, привлекая взоры своим величием и красотой. Огромные белоснежные колонны украшали здание. Над колоннами блестели золотые щиты. Верхнюю часть стены — фронтон украшали скульптуры и барельефы с изображением богов и героев.

Процессия входила в храм. В эту минуту торжественно раздвигался пурпурный, расшитый золотом занавес, и перед восторженными взорами людей появлялась огромная статуя сидящего на троне Зевса. На голове у бога — венок из ветвей маслины, в правой руке — статуэтка, изображающая богиню победы, в левой — скипетр, украшенный драгоценными камнями.

Одежда и обувь Зевса из чистого золота. Трон и сама статуя также отделаны золотом, драгоценными камнями и слоновой костью. Статуя была так велика, что в куполе храма над головой Зевса пришлось проделать отверстие. Для того чтобы дождь не повредил скульптуру, ее обливали оливковым маслом. Скульптор Фидий придал изображению Зевса такое человечное выражение, вдохнул в него столько силы, что поэт, увидевший однажды статую, воскликнул:
—     Зевс ли на землю сошел показать тебе, Фидий, свой облик, или на небо ты сам видеть его восходил?
—     Умереть, — говорили люди, — не увидев Зевса  Олимпийского, было бы величайшим несчастьем.

Предание рассказывает, что, когда Фидий заканчивал свою работу, он решил послушать, что скажут о ней простые люди. Когда открылись двери храма, скульптор спрятался за колонной и подслушал, что говорит народ о его творении. Одним казалось, что у статуи слишком толстый нос, другие говорили, что следовало бы немного поправить складку покрывала, третьим почему-то не нравились украшения.

Выслушав эти замечания, скульптор снова взялся за резец. Но вот работа завершена. Одобрит ли ее сам Зевс? Едва лишь Фидий успел подумать об этом, как раздались раскаты грома, и молния, упавшая с безоблачного неба, прочертила на каменных плитах пола черный след.
—     Значит, Зевс одобрил мою работу,— обрадовался Фидий.

Много веков стояли храм и статуя Зевса.

Во времена римского владычества император Калигула приказал перевезти статую в Рим. Но замысел честолюбивого императора не был осуществлен. Предание говорит, что когда римские воины пришли в храм, чтобы вывезти статую, Зевс рассмеялся, и солдаты, увидев это, в испуге разбежались.