Текущее (оперативное) планирование тренировки пловца

На основании годового плана тренировки спортсмена разрабатывается оперативное планирование на месяц, неделю и каждое тренировочное занятие.

В месячном плане общая нагрузка распределяется по неделям и урокам; обозначаются дни соревнований и полного отдыха, регламентируется время, отводимое для занятий на суше.

Волнообразность нагрузки с общей тенденцией к ее увеличению или уменьшению позволяет (благодаря пикам) оказывать значительное воздействие на организм спортсмена и обеспечивает (во время спадов нагрузки) полноценный отдых.

Известно много вариантов распределения месячной нагрузки. В СССР большой популярностью пользуется система, разработанная Ю. В. Чуксиным: в течение двух первых недель «раскачивающая» организм пловца нагрузка постепенно возрастает, затем на третьей неделе она становится «ударной», а на четвертой носит характер активного отдыха. После чего весь месячный цикл повторяют, но на еще более высоком (при тенденции к нарастанию) или низком (при тенденции к снижению) уровне.

Недельный микроцикл с «раскачивающей» нагрузкой обычно имеет два, а иногда и три пика (табл. 4).

Таблица 4
Первый вариант нагрузки Второй вариант нагрузки
Понедельник — малая
Вторник — большая (первый пик)
Среда — средняя
Четверг — максимальная (второй пик)
Пятница — малая
Суббота — средняя
Воскресенье — отдых
Понедельник—большая (первый пик)
Вторник — малая
Среда — максимальная (второй пик)
Четверг — малая
Пятница — большая (третий пик)
Суббота — средняя
Воскресенье — отдых

По-иному планируют микроцикл с ударной нагрузкой, где, как правило, прогрессирующая в первой половине недели нагрузка достигает лишь одного пика: например, понедельник — малая, вторник — средняя, среда—большая, четверг—максимальная (пик), пятница — большая, суббота — средняя, воскресенье— отдых.

В тренировке решается большой круг задач. Поэтому каждое занятие отличается от предыдущего или последующего не только по нагрузке, но и по преимущественной направленности в развитии того или иного качества, в совершенствовании техники, тактики и др.

Известно, что сила, быстрота, гибкость и ловкость совершенствуются успешно при ежедневном их развитии. После выполнения нагрузки для развития этих качеств энергетические траты спортсмена восстанавливаются довольно быстро. Другое наблюдается при повторной нагрузке на выносливость. Утомление, возникающее от каждого нового проведенного занятия, наслаивается на следы от прошлой нагрузки. В это время пловец может оказаться перегруженным.

Чередование тренировочных работ различной направленности в микроцикле может быть таким (табл. 5).

Таблица 5
Дни недели Упражнения Нагрузка
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Суббота
Воскресенье
Совершенствование техники всех способов плавания
Силовая подготовка в воде
Повышение скоростных возможностей
Совершенствование техники основного способа плавания
Развитие скоростной выносливости, повышение тактического мастерства пловца
Активный отдых
Пассивный отдых
Малая
Средняя или большая
Малая
Средняя
Большая или максимальная

Средняя
Нет

Такой цикл применяют лишь на первом этапе подготовительного периода, когда решаются задачи повышения функциональной подготовленности спортсмена, развития отдельных его физических качеств, разностороннего технического совершенствования.

На втором этапе подготовительного и в соревновательном периоде перед пловцом стоит задача совершенствовать свои двигательные способности не отдельно по физическим качествам, а в целом, применительно к комплексу специфических требований, обеспечивающих достижение высоких результатов. Поэтому в микроцикле средства подготовки носят более целостный характер, а нагрузка приближается к той, которую спортсмену предстоит перенести в основных соревнованиях сезона (соревнования иногда длятся 7—9 дней).

В процессе освоения намеченных нагрузок бывают различные отклонения от плана, вызванные усталостью спортсмена, болезнью, занятостью по учебе и другими причинами. Это заставляет вносить в план некоторые коррективы, но в целом намеченная в нем тенденция сохраняется.

Продолжительность одного тренировочного занятия спортсмена высокой квалификации никак не может быть постоянной. Обычно она колеблется в пределах от 30—45 мин. до 2 — 2,5 часа. Отдельные уроки, особенно по общей физической подготовке, могут быть и более продолжительными.

Тренировочный урок принято делить на 4 части: вводную, подготовительную, основную и заключительную.

Вводная часть предназначена для организации спортсменов. Она включает построение, разъяснение задач и содержания занятия, строевые и порядковые упражнения.

Подготовительная часть сводится к разминке пловца. Под разминкой понимается совокупность мероприятий, необходимых спортсмену для приведения его организма в состояние оптимальной работоспособности, готовности выполнять то или иное физическое упражнение.

В разминке выделяют три части. Первую часть, направленную на подъем общего функционального состояния организма, на достижение оптимального уровня работоспособности всех его систем, называют общей. Обычно в нее входят упражнения, выполняемые на суше и в воде: небольшая пробежка, общеразвивающие гимнастические упражнения (преимущественно на силу и гибкость), проплывание определенной дистанции в свободном темпе (комплексно или основным способом), проплывание отрезков по элементам (с помощью ног, рук) и способом в целом.

Вторую часть разминки, цель которой заключается в освоении структуры предстоящего упражнения, называют специальной. Для решения этой задачи большинство пловцов преодолевают несколько отрезков в темпе предстоящего упражнения.

Третью часть разминки составляет отдых, который длится до момента участия пловца в соревнованиях или выполнения основных упражнений тренировочного занятия (спортсмен принимает горячий или теплый душ, выполняет «поддерживающие» упражнения на суше, массаж и пр.).

Объем всех трех частей разминки не должен чрезмерно утомлять спортсмена. Именно поэтому в последние годы наметилась тенденция в нахождении таких вариантов разминки пловца, которые не отнимали бы у него слишком много времени.

Важно приучить спортсмена к стандартной разминке. Этим обеспечивается важный психологический фактор: выполнил разминку — чувствуешь себя готовым к предстоящему упражнению. Кроме того, по качеству выполнения стандартной разминки легко судить об изменениях в состоянии общей и специальной работоспособности пловца.

Основная часть урока отводится под упражнения, определяющие направленность урока в целом.

Заключительная часть является обязательной частью любого тренировочного урока. Она способствует постепенному снижению нагрузки основной части, а также организованному завершению занятия.

Время, отводимое на отдельные части тренировочного урока, сильно колеблется. Оно зависит от общей продолжительности занятия, подготовленности пловца, решаемой задачи, используемых средств, методов и др.