Некоторые вопросы психологической подготовки пловца
При современном уровне спортивных результатов в плавании психологическая подготовка пловца к соревнованиям наряду с моральной, физической, технической, тактической и теоретической подготовкой приобретает исключительно важное значение. Практика показывает, что отсутствие должного внимания к психологической подготовке пловцов затрудняет достижение доступных им высоких результатов.
Психологическая подготовка спортсмена касается не только собственно тренировки: она затрагивает все стороны его жизни на всех стадиях спортивного мастерства.
Остановимся на некоторых существенных сторонах этой подготовки преимущественно пловцов-разрядников.
Часто задают вопрос: можно ли планировать психологическую подготовку спортсмена? Конечно, можно и должно. Этим в первую очередь занимается тренер.
План психологической подготовки удобнее всего увязывать с общим планом тренировки.
В подготовительном периоде следует обратить особое внимание на улучшение общей психологической подготовки пловца.
К ней относятся: нравственное воспитание в соответствии с принципами морального кодекса строителя коммунизма как основа психологической подготовки пловца; формирование и сплочение спортивного коллектива, развитие у пловцов чувства товарищества, волевых качеств, глубокого интереса к занятиям плаванием, развитие устойчивости психологических процессов и способности управлять своими эмоциями; совершенствование так называемого «чувства воды», связанного с приобретением спортивной формы; воспитание дисциплинированности, организованности и спортивного трудолюбия, способности переносить высокие физические нагрузки; установление и поддержание твердого режима жизни пловца, в котором бы рационально сочетались труд (или учеба) и спортивные интересы.
В этом периоде следует позаботиться и о теоретической подготовке пловца в области спорта: изучаются история плавания, теоретические основы техники плавания, методики тренировки пловца, гигиена и т. д.
К началу подготовительного периода тренер вместе с пловцом составляют годичный план тренировки и выступлений в соревнованиях (основных и вспомогательных), чтобы показать пловцу перспективу его спортивного пути на данный год.
В подготовительном периоде важно приучать пловца сознательно относиться к своей тренировке, в частности активно выполнять намеченные на данный день упражнения. По опыту своей тренерской работы знаю, что когда пловцу заранее точно известна программа его тренировки на данный день, а еще лучше на весь недельный цикл, то он заранее настраивается и успешно выполняет эту программу. В конце недели следует дать расписанное точно по дням содержание тренировки на следующую неделю (микроцикл) и обсудить его со спортсменом. Так поступают многие наши тренеры.
В соревновательном периоде тренировки сохраняется указанная программа общей психологической подготовки, однако на первый план выдвигается конкретная, специальная психологическая подготовка к определенным, прежде всего к основным, соревнованиям.
Сюда относятся: разъяснение тренером и осознание пловцом задач данного соревнования и установка на решение этих задач; осознание пловцом условий соревнований и подготовка к эффективным действиям в этих условиях; заинтересованность в успешном выступлении на соревнованиях; анализ сильных и слабых сторон противников и подготовка к действиям с учетом этих особенностей; борьба с отрицательным эмоциональным состоянием перед соревнованиями, воспитание чувства уверенности в своих силах и в решении поставленных задач (победа, достижение определенного результата и т. д.), формирование готовности к максимальным волевым напряжениям и способности проявить их в предстоящем соревновании; проверка возможности пловца достигнуть намеченных результатов.
Исключительно важное значение для мобилизации волевого усилия пловца имеют предварительное продумывание тактики при прохождении дистанции и решимость осуществить свой тактический план. При этом важно трезво оценивать свои возможности в данном соревновании, не обольщаться несбыточными мечтами о сверхъестественных рекордах, но вместе с тем и не преувеличивать силы противника.
Спокойное продумывание и составление заранее тактического плана прохождения дистанции помогают пловцу накапливать спортивный опыт. Это подкрепляется известным положением И. П. Павлова, что когда мы думаем о движении, то как бы выполняем его, в данном случае — репетируем прохождение дистанции.
Надо ясно представить себе, как следует действовать в самом соревновании, и выходить на старт с твердым намерением осуществить намеченный план. Беспорядочные, отрывочные мысли о соревновании, навязчиво преследующие пловца, могут сыграть отрицательную роль — создать перевозбуждение и вызвать тормозные процессы в центральной нервной системе, которые измотают спортсмена еще до старта и будут сковывать его действия на дистанции.