Некоторые вопросы психологической подготовки пловца

В соревновании и в тренировке пловец испытывает высокую степень утомления, особенно к концу дистанции. Чтобы бороться с утомлением, не сбавлять скорость, некоторые пловцы применяют прием, связанный с внутренней речью, который иногда называют самоприказом. Так, когда становится тяжело, пловцы приказывают себе в зависимости от обстановки на дистанции: «Еще десять сильных гребков», «Прибавить», «Еще немного — и выиграю» и т. п.

«Когда чувствую утомление, — говорит пловец В.,— то успокаиваю себя тем, что дистанция скоро кончится, и если я сейчас не заставлю себя плыть быстро, то потом буду об этом жалеть».

По наблюдениям Р. С. Абельской и спортсменов, применявших этот прием, такое воздействие второй сигнальной системы на первую сигнальную систему имеет положительное значение в тренировке и соревнованиях, мобилизует волю. Будет полезно, если и другие пловцы испробуют этот прием самоприказа как стимул в спортивной борьбе.

Бывают случаи, когда тренер, да и сам пловец считают, что уже достигнут предел его возможностей, что спортивные результаты больше не будут улучшаться. Такая позиция расхолаживает спортсмена, сковывает инициативу, он теряет интерес к тренировке и нередко действительно останавливается в своем росте. А между тем известно немало примеров, когда сильная воля, терпение и настойчивость способствовали спортивному росту пловца, хотя, казалось, он уже исчерпал все свои возможности.

Рост спортивных результатов зависит от многих факторов, поэтому не следует ставить заранее пределы возможностей пловца и тем более внушать ему мысль, что он достиг уже этого предела. Такие прогнозы часто бывают ошибочны и могут серьезно затормозить спортивный рост спортсмена.

Возможности человека безграничны. То, что кажется сегодня пределом, завтра в результате совершенствования методов тренировки, рационализации спортивной техники остается позади.

Вспоминается, как был принят мировой рекорд шведа Арне Борга в плавании на 1500 м вольным стилем — 19.07,2; он был выше предыдущего рекорда Борга почти на минуту. Этот рекорд продержался 10 лет. Мировая спортивная печать считала его пределом человеческой возможности. Боргу на его родине в Стокгольме был сооружен при жизни памятник. А теперь с таким результатом пловцы не попадают в финал первенства СССР. То же самое произошло с результатами в плавании на всех других дистанциях.

Мы остановились на этих примерах для того, чтобы показать, как ошибочно устанавливать заранее предел роста спортивных результатов. Это сковывает инициативу спортсмена, тормозит прогресс в спорте.

Психологическая подготовка, воспитание воли пловца — процесс длительный, требующий настойчивости и терпения и от тренера и от спортсмена. Большую роль в этом играет самовоспитание пловца. Необходимо путем разъяснения добиться, чтобы спортсмен понимал, как важно для его успеха иметь сильную волю, чтобы он сам активно работал над воспитанием своих волевых качеств.

Важную роль в воспитании воли, особенно молодых пловцов, играют сильнейшие спортсмены команды, которых тренер мог бы ставить в пример остальным пловцам. Если это волевые спортсмены, опытные пловцы, не унывающие при поражениях, благожелательно расположенные к товарищам, способные подбодрить их при неудаче, то они могут оказать неоценимую услугу команде, цементируя ее. Тренер должен терпеливо воспитывать таких лидеров, поддерживать их, ибо они, помогая руководить командой, помогают тем самым тренеру в его нелегкой работе.

Лучшим в группе или в команде спортсменам полезно разъяснять, что они служат примером для других и что важно, чтобы их пример был во всех отношениях положительным, так как от этого в значительной мере зависит успех тренировки и участия в соревнованиях всей команды, Сознание ответственности за спортивные результаты, не только свои личные, но и коллектива в целом, побуждает и лидера более серьезно относиться к тренировке, более серьезно и активно работать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12