Некоторые вопросы психологической подготовки пловца
Остановимся на некоторых практических вопросах волевой подготовки пловца.
Воля пловца-спортсмена воспитывается в первую очередь в процессе тренировки и соревнований, в процессе преодоления объективных и субъективных трудностей на пути к достижению сознательно намеченной цели.
К объективным трудностям относятся те, что обусловлены специфическими особенностями плавания, с которыми неизбежно сталкивается пловец в своей спортивной деятельности.
Уже сама непривычная для человека среда — вода — создает специфические трудности, которые преодолеваются пловцами с помощью различных упражнений, ежедневной тренировки.
При прохождении дистанции на тренировке и в соревнованиях пловцы испытывают утомление. Возникающие при этом трудности преодолеваются путем развития выносливости с помощью разнообразных упражнений в воде и на суше.
На Олимпийских играх в Мехико на высоте 2200 м над уровнем моря спортсмены будут испытывать трудности, связанные с пониженным содержанием кислорода в воздухе. Здесь пловцам помогут специальные приемы акклиматизации (см. статьи проф. В. С. Фарфеля и К. А. Инясевского в этом сборнике).
Субъективные трудности определяются личным отношением пловца к условиям тренировок, обстановке спортивных соревнований и т. д. Эти трудности индивидуализированные, присущие данному спортсмену, у другого пловца их может и не быть. К субъективным относятся трудности, связанные с организацией спортивного режима, усвоением и совершенствованием техники того или иного способа плавания, поворота, волнением, возникающим на соревнованиях в присутствии зрителей, родных, знакомых на трибуне, и т. д. Субъективные трудности преодолеваются в процессе самой тренировки и опытом участия в соревнованиях.
Цели и задачи, поставленные перед пловцом, зависят от степени его подготовки, индивидуальных особенностей.
Надо стремиться, чтобы это были конкретные, четко сформулированные и доступные цели и задачи, чтобы они определялись с участием самого пловца, чтобы пловец осознал эти цели, как им самим поставленные, а не навязанные со стороны.
Многие тренеры — К. А. Инясевский, В. В. Буре, К. И. Алешина, И. Ю. Кистяковский — большое значение в воспитании воли пловца справедливо придают организованному, строгому спортивному режиму. Добиваются они поддержания режима прежде всего с помощью целесообразного и умело составленного расписания тренировок, согласованного с учебой или работой, а также примеров из практики тренировки выдающихся советских и зарубежных пловцов.
На этом вопросе следует остановиться подробнее, так как достижение мастерства спортсмена невозможно без строгого соблюдения им спортивного режима.
Обычно пловцу-спортсмену всегда не хватает времени. На тренировку, считая и дорогу в бассейн, уходит 3—4 часа в день. Значительное физическое и нервное напряжение требует более продолжительного сна. Вместе с тем пловцу необходимо учиться или работать *. Хочется еще и почитать, пойти в театр, в кино. Домашние дела, особенно у семейных спортсменов, также требуют времени.
Чтобы повсюду поспеть, надо иметь точный распорядок дня и строго его придерживаться, не теряя напрасно ни минуты. Вот, например, Каким был режим рекордсменки мира, чемпионки XVIII Олимпийских игр и первенства Европы 1966 г. по плаванию Галины Прозуменщиковой в наиболее трудные периоды, когда ее тренировка совпадала с учебой в школе:
Подъем | 6.30 |
Уборка постели | 6.30—6.40 |
Утренняя гимнастика | 6.40—7.00 |
Душ или обтирание водой | 7.00—7.15 |
Завтрак | 7.15—7.35 |
Занятия в школе (включая дорогу) | 7.35—13.50 |
Обед | 14.00—14.30 |
Отдых | 14.30—15.00 |
Приготовление уроков | 15.00—16.30 |
Тренировка (включая дорогу в бассейн, в зал, на стадион и обратно) | 16.30—20.00 |
Ужин | 20.00—20.20 |
Приготовление уроков, чтение | 20.20—22.00 |
Сборы на завтра в школу и подготовка ко сну | 22.00—22.30 |
Сон | 22.30—6.30 |
Вечером в субботу и воскресенье — выполнение объемных учебных заданий (сочинение и т. п.), если их не удалось закончить в другие дни недели, посещение кино, театра, концерта, соревнований и т. д.
Как видно, распорядок дня нашей выдающейся спортсменки очень плотный, и она его строго придерживается. Скрупулезное выполнение такого режима не только положительно сказалось на воспитании воли и характера Прозуменщиковой, но и позволило ей успешно закончить школу и поступить на факультет журналистики Московского университета.
Здесь уместно сказать, что помимо отличных спортивных способностей Прозуменщикова обладает хорошими способностями к наукам, настойчивостью, работоспособностью. Все это, вместе взятое, дало такие великолепные результаты в спорте и в учении.
* Поскольку пловцы достигают высоких спортивных результатов в юношеском возрасте, то большая часть сборной команды СССР — это учащиеся средней школы или высших учебных заведений.