Некоторые вопросы психологической подготовки пловца

Остановимся на некоторых практических вопросах волевой подготовки пловца.

Воля пловца-спортсмена воспитывается в первую очередь в процессе тренировки и соревнований, в процессе преодоления объективных и субъективных трудностей на пути к достижению сознательно намеченной цели.

К объективным трудностям относятся те, что обусловлены специфическими особенностями плавания, с которыми неизбежно сталкивается пловец в своей спортивной деятельности.

Уже сама непривычная для человека среда — вода — создает специфические трудности, которые преодолеваются пловцами с помощью различных упражнений, ежедневной тренировки.

При прохождении дистанции на тренировке и в соревнованиях пловцы испытывают утомление. Возникающие при этом трудности преодолеваются путем развития выносливости с помощью разнообразных упражнений в воде и на суше.

На Олимпийских играх в Мехико на высоте 2200 м над уровнем моря спортсмены будут испытывать трудности, связанные с пониженным содержанием кислорода в воздухе. Здесь пловцам помогут специальные приемы акклиматизации (см. статьи проф. В. С. Фарфеля и К. А. Инясевского в этом сборнике).

Субъективные трудности определяются личным отношением пловца к условиям тренировок, обстановке спортивных соревнований и т. д. Эти трудности индивидуализированные, присущие данному спортсмену, у другого пловца их может и не быть. К субъективным относятся трудности, связанные с организацией спортивного режима, усвоением и совершенствованием техники того или иного способа плавания, поворота, волнением, возникающим на соревнованиях в присутствии зрителей, родных, знакомых на трибуне, и т. д. Субъективные трудности преодолеваются в процессе самой тренировки и опытом участия в соревнованиях.

Цели и задачи, поставленные перед пловцом, зависят от степени его подготовки, индивидуальных особенностей.

Надо стремиться, чтобы это были конкретные, четко сформулированные и доступные цели и задачи, чтобы они определялись с участием самого пловца, чтобы пловец осознал эти цели, как им самим поставленные, а не навязанные со стороны.

Многие тренеры — К. А. Инясевский, В. В. Буре, К. И. Алешина, И. Ю. Кистяковский — большое значение в воспитании воли пловца справедливо придают организованному, строгому спортивному режиму. Добиваются они поддержания режима прежде всего с помощью целесообразного и умело составленного расписания тренировок, согласованного с учебой или работой, а также примеров из практики тренировки выдающихся советских и зарубежных пловцов.

На этом вопросе следует остановиться подробнее, так как достижение мастерства спортсмена невозможно без строгого соблюдения им спортивного режима.

Обычно пловцу-спортсмену всегда не хватает времени. На тренировку, считая и дорогу в бассейн, уходит 3—4 часа в день. Значительное физическое и нервное напряжение требует более продолжительного сна. Вместе с тем пловцу необходимо учиться или работать *. Хочется еще и почитать, пойти в театр, в кино. Домашние дела, особенно у семейных спортсменов, также требуют времени.

Чтобы повсюду поспеть, надо иметь точный распорядок дня и строго его придерживаться, не теряя напрасно ни минуты. Вот, например, Каким был режим рекордсменки мира, чемпионки XVIII Олимпийских игр и первенства Европы 1966 г. по плаванию Галины Прозуменщиковой в наиболее трудные периоды, когда ее тренировка совпадала с учебой в школе:

Подъем 6.30
Уборка постели 6.30—6.40
Утренняя гимнастика 6.40—7.00
Душ или обтирание водой 7.00—7.15
Завтрак 7.15—7.35
Занятия в школе (включая дорогу) 7.35—13.50
Обед 14.00—14.30
Отдых 14.30—15.00
Приготовление уроков 15.00—16.30
Тренировка (включая дорогу в бассейн, в зал, на стадион и обратно) 16.30—20.00
Ужин 20.00—20.20
Приготовление уроков, чтение 20.20—22.00
Сборы на завтра в школу и подготовка ко сну 22.00—22.30
Сон 22.30—6.30

Вечером в субботу и воскресенье — выполнение объемных учебных заданий (сочинение и т. п.), если их не удалось закончить в другие дни недели, посещение кино, театра, концерта, соревнований и т. д.

Как видно, распорядок дня нашей выдающейся спортсменки очень плотный, и она его строго придерживается. Скрупулезное выполнение такого режима не только положительно сказалось на воспитании воли и характера Прозуменщиковой, но и позволило ей успешно закончить школу и поступить на факультет журналистики Московского университета.

Здесь уместно сказать, что помимо отличных спортивных способностей Прозуменщикова обладает хорошими способностями к наукам, настойчивостью, работоспособностью. Все это, вместе взятое, дало такие великолепные результаты в спорте и в учении.

* Поскольку пловцы достигают высоких спортивных результатов в юношеском возрасте, то большая часть сборной команды СССР — это учащиеся средней школы или высших учебных заведений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12