Некоторые вопросы психологической подготовки пловца

Потренировавшись несколько дней на месте, где будут проходить соревнования, пловцы привыкнут к новой обстановке, она перестанет быть для них сильным раздражителем. Спортсмены почувствуют себя свободно, и это положительно скажется на результатах.

Вполне разумным представляется участие наших спортсменов в соревнованиях олимпийской недели (в Мехико), которые организуются заблаговременно на месте предстоящих олимпийских игр в то же самое время года, в какое будут проходить игры. Это позволяет спортсменам заранее ознакомиться с условиями олимпийских соревнований и показать более высокие результаты.

Однако не всегда бывает возможно заблаговременно выехать на место предстоящих соревнований, поэтому следует также готовить пловца соревноваться в любых условиях, показывать высокие результаты и не искать оправдания своих неудач в непривычной обстановке. Лучше обратить внимание на свои слабые стороны в технике плавания, в тактике, в подготовке и позаботиться об их устранении.

В тренировке надо создавать разнообразные и более трудные, чем в соревнованиях, условия. В частности, следует проплывать в полную силу не только свою основную дистанцию и ее отрезки, но и дистанцию, несколько превосходящую основную, например для тренирующихся на 100 м — 125 и 150 м, что, к сожалению, редко применяется у нас.

Серьезный недостаток в психологической подготовке наших пловцов — стремление некоторых тренеров чрезмерно опекать своих учеников, бесконечно контролируя и направляя каждый их шаг, каждое движение. Перед самым стартом тренер, вместо того чтобы дать возможность пловцу сосредоточиться, собраться с силами для предстоящей борьбы, тяжесть которой ложится на него одного, начинает его поучать.

В результате чрезмерной опеки тренера пловец нередко теряет инициативу, слабо вникает в содержание тренировки, не может успешно тренироваться, а тем более выступать в соревнованиях, если тренера нет на борту бассейна.

Все необходимые указания и разбор тактики предстоящих соревнований надо закончить по крайней мере накануне их и предоставить пловцу самому сделать необходимые выводы. Опытные тренеры заканчивают «настройку» за 2—3 дня до старта. Конечно, и в день соревнований возможны отдельные замечания тренера, направленные на то, чтобы подбодрить или успокоить пловца. Но основную психологическую подготовку надо провести заранее.

Опытные тренеры, чтобы приучить пловцов к самостоятельности, дают им тренировочные задания, которые те выполняют в то время, когда тренер занимается с другими или вовсе отсутствует в бассейне. Для использования этого приема надо, чтобы тренер имел в своем распоряжении по крайней мере две дорожки, на одной из которых пловцы могли бы тренироваться самостоятельно.

Инициативность — важная сторона подготовки пловца. Она воспитывается как в процессе самой тренировки (с помощью ознакомления пловца с планом тренировки, обсуждения тренером и пловцом хода тренировки, а также самостоятельного выполнения заданий тренера), так и в процессе соревнований. Готовясь к соревнованию, пловец должен изучить своих противников, наблюдая их на тренировках, прикидках, в предварительных заплывах, знакомясь с их результатами и раскладками по протоколам. Затем составляются план прохождения дистанции в соревнованиях и варианты этого плана в зависимости от предполагаемых ситуаций, какие могут сложиться в соревнованиях. В частности, необходимо тщательно продумать, как надо пройти в заплыве и полуфинале, чтобы попасть в финал и сохранить одновременно силы для успешного выступления в нем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12