Ботинки
Значительную роль в технике горнолыжника, занимающегося фристайлом, играют лыжные ботинки. Механические свойства обуви, ее соответствие физической подготовке и морфологическим особенностям ног непосредственно влияют на движение лыж по снегу. Если выявляется несоответствие лыжной обуви особенностям спортсмена, ее надо заменить.
Для занятий лыжным балетом можно использовать лыжные ботинки любой модели. Конечно, лучшие результаты будут получены при использовании моделей ботинок, выпускаемых специально для лыжного балета. Например, «Скотт хот», «Нордика балет» и некоторые другие. Из горнолыжной обуви, имеющейся в продаже, для фристайла можно рекомендовать ботинки, наиболее легкие по весу. Это могут быть отечественные ботинки модели «Сальво», польские «Полспорт кросно», югославские ботинки «Альпина демон», «Альпина скорпион» (рис. 13).
Для лыжного балета подходят ботинки умеренной жесткости, с небольшим наклоном голенища вперед. Очень жесткие ботинки порой вызывают болезненные ощущения и даже образование ран и потертостей на голени, они не позволяют лыжнику выполнять тонкие движения голеностопами, необходимые для точного ведения лыж при выполнении упражнений лыжного балета. И еще один существенный недостаток жестких ботинок: если спортсмену потребуется принять более низкую стойку с сохранением нейтрального положения центра тяжести, жесткие ботинки не позволят ему это сделать.
Как подобрать подходящие ботинки? Вне зависимости от модели примерять горнолыжные ботинки надо на обычный носок, но, учитывая заданный наклон ботинка вперед, при примерке надо ставить ногу так, чтобы пятка плотно прилегала к заднику ботинка, а голень находилась в наклонном положении. Попробуйте затянуть застежки так плотно, чтобы нога не болталась внутри. Сначала застегивают среднюю застежку, а затем нижнюю и верхнюю. После этого попробуйте согнуть ногу в голеностопном суставе и проверьте, не поднимается ли пятка в ботинке. Если пятка отрывается от стельки, значит, ботинок велик в подъеме. Проверьте регулировку застежки, если нет возможности затянуть ее крепче, то можно подклеить липкой лентой снаружи внутреннего сапожка бумерангообразные подкладки, которые вырезают из микропористой резины или жесткого пенопласта (рис. 13. а). Более простой, но менее правильный способ — вложить под пятку вырезанную из пробки или жесткого пенопласта клинообразную стельку.
Если купленный ботинок оказывает болезненное давление на косточку голеностопного сустава или у основания большого пальца, надо вскрыть внутренний сапожок и удалить в этом месте часть пористого материала (см. рис. 13). Если это не помогло, то можно нагретым предметом округлой формы попытаться вытянуть жесткий наружный ботинок. Нагревать предмет до температуры 150—160° и операцию проводить с осторожностью.
После того как ботинки подогнаны по ноге и не причиняют беспокойства, проверьте, сможете ли вы так стоять в ботинках, чтобы оказывать равномерное давление на внешний и внутренний кант лыж, что очень важно для балета.
Ноги у людей бывают Х-образные и О-образные. Чтобы компенсировать отклонения ног в ту или другую сторону, можно применять клиновидные прокладки под подошву ботинок. Иногда верхняя часть ботинка (так называемый спойлер) бывает слишком свободна. Это определяется покачиванием на одной ноге с левого ранта на правый: если нога болтается в спойлере и ощущается давление на косточку голеностопного сустава, то верхняя часть ботинка велика, слишком свободна. Устраняют этот недостаток подклеиванием дополнительного материала в том месте, где наблюдается слабина. Можно подклеивать кожу, поролон, пористую резину.