Что такое физическая культура

Каждый из вас, конечно, хочет быть здоровым и сильным, ловким и смелым.
И каждый может стать таким, если он подружится с физкультурой и спортом.
Спорт поможет вам покорить голубые водные просторы и поведет на шумные стадионы, познакомит с нашей прекрасной планетой и даже приблизит небо.
Добиться этого не так уж трудно: надо только быть настойчивым и упорным, закалять свою волю и тело, и тогда перед вами откроется зеленая улица в мир спорта, где живут сильные, здоровые, смелые.

1. Разговор на перемене

Все началось с забавного спора на перемене у входа в гимнастический зал. Одна из лучших учениц 9-го класса «Б» Валя Звягина ворчливо говорила:
— Ох, до чего мне не хочется идти на эту физкультуру. «Руки в стороны, наклон вправо... вдох... выдох...» Каждый урок одно и то же! Зря тратим драгоценное время. А его и так не хватает.
Костя Удальцов усмехнулся:
— Много ты, Валька, понимаешь! А ты стояла хоть раз на лыжах или коньках? Я нарочно говорю, — стояла, двигаться тебе опасно — сразу упадешь...
— Она и в волейбол никогда не играет, — поддержала Костю Нина Юрченко. — Ехать на одних пятерках, конечно, приятно. Но надо подумать и о здоровье.
— «Солнце, воздух и вода...» Мы это наизусть знаем, — не сдавалась Валя. — Но вот эти наклоны, подтягивания, приседания, вдохи-выдохи десять лет подряд... Скука!
А в двадцать лет молодым старичком стать не скука? — включился в спор Миша Сомов. — И нельзя о физкультуре по одним урокам судить. Физкультура — это... ну, одним словом...
Философ! Разъяснил! — прыснули со смеху ребята.
И тут послышался незнакомый голос:
— Одним словом, что такое физическая культура, пожалуй, ни один философ не объяснит. А Мише это совсем трудно.
Все стояли немного смущенные. Оказывается, их нескладный, шутливый разговор слышал новый учитель физкультуры. Пожалуй, еще обидится за свой предмет. Но Николай Петрович добродушно улыбался:
— Вот что, друзья, — сказал он, — перемена, к сожалению, короткая. И сейчас вам придется, как живописно рассказала Валя, делать наклоны, выдохи и вдохи. Это тоже полезно. Но не в этом одном заключается физическое воспитание. И твоя знаменитая тезка, Валентина Терешкова-Николаева,— обратился он к Звягиной, — пожалуй, не согласилась бы с тобой. Физическая закалка во многом помогла ей и ее космическим братьям совершить свои замечательные подвиги в небесах.
Да разве только в этом одном значение физической культуры! Она необходима и в воспитании таких юных спорщиков, как вы, и в укреплении здоровья нашего двухсотмиллионного народа. А самые увлекательные формы физической культуры — спорт, туризм — дают в молодые и в зрелые годы столько радости и живительной силы!
Но обо всем этом мы поговорим и на уроках (между вдохом и выдохом!), и в свободное время, если у вас будет желание послушать...
— Будет, конечно, будет!! — дружно закричали ребята. К этому моменту в коридоре скопился весь класс. Но тут зазвенел звонок, и школьники шумной гурьбой устремились в зал.
...Николай Петрович сдержал свое обещание. На последующих уроках в этом и в других старших классах он проводил короткие беседы о физическом воспитании и спорте. Но этим дело не ограничилось. В школу, по приглашению дирекции и комитета комсомола, стали нередко заглядывать и другие лекторы — видные спортсмены, тренеры, врачи.
И как же здорово оживилась физкультурная работа в школе! На уроки гимнастики, игр, легкой атлетики, лыж ребята стали ходить охотно. Чуть ли не вдвое увеличился состав секций коллектива физкультуры. Дружнее, организованнее прошла в том году школьная спартакиада. Воспитанники школы все чаще стали появляться на пьедесталах победителей зимних и летних городских соревнований. На Доске почета в школьном вестибюле красовались новые и новые дипломы, грамоты, фото разрядников и чемпионов района, города, области.
Конечно, все это пришло не сразу, не за один-два месяца. Потребовалась упорная работа учителей физкультуры, комсомола, пионерских вожаков, спортивного актива. Но результат был налицо — школа стала передовой не только по общей успеваемости (это было и раньше), но и по физкультурным показателям. И это было очень приятно не только самим школьникам, но и педагогам, родителям.
Мы не называем школы и фамилии Николая Петровича. Ведь все это могло произойти (и происходит) и в других школах нашей необъятной страны. Основные беседы были записаны на магнитофонную пленку. Они приводятся в этой книге — в несколько сокращенном виде.
В них пришлось изъять имена и примеры, которые беседующие брали из практики данной школы и данного города. Все, что говорилось в этих беседах, одинаково звучит для всех школьников.