Схватка

В настоящее время в основном распространены два вида классической назначаемой схватки. Номера игроков в схватке, принятые сейчас во Франции, показаны на рис. 67.

Назначаемая схватка
Наиболее употребительны схватки при построении 3—4—1, затем 3—2—3. Недавно появилась новая форма — 3—3—2. Возможны и другие построения.
Какая бы ни была принята форма построения, игроки должны понимать, что этот важнейший момент игры определяет, кто будет владеть мячом. Кроме того, здесь «изматываются» нападающие противника, если удается переиграть их.
Во Франции, где раньше схватка была почти единственным тактическим приемом игры, мы придавали большое значение толчку, слишком мало занимаясь коллективной игрой нападающих. Толчок чрезвычайно важен для овладения мячом. Хороший коллективный толчок зависит от индивидуальных толчков каждого игрока.
Для того чтобы осуществить правильный толчок, каждый игрок должен найти идеальное положение в схватке по отношению к своим партнерам. От этого выигрывает весь ансамбль.
Схватка так же важна в игре, как и атака трехчетвертных.

   Построение назначаемой схватки
Схватка должна быть достаточно сильной, чтобы сопротивляться противнику или проталкивать его, и достаточно гибкой, чтобы иметь возможность передвигаться.
Правила уточняют, что центр схватки должен держать руки под мышками у «столбов» (см. два варианта — рис. 68, 69).

В первой линии должно быть не меньше трех игроков, но и не больше.
После того, как центр схватки обхватит «столбов», вся первая линия нагибается, чтобы войти в схватку.
«Столбы», теряя равновесие, должны оказывать максимальное давление на противника. Внешние ноги «столбов» стоят впереди. Я предпочитаю ставить эту ногу немного назад — ведь необходимо основываться на естественных законах ходьбы. Я никогда не видел, чтобы человек, немного подавшись вперед, начинал двигаться с ноги, стоящей впереди.
Если «столбы» хотят вытолкнуть из схватки своего противника (в особенности левого «столба»), необходимо переставить внешнюю ногу вперед.
Нужно выбрать довольно низкое построение, но так, чтобы не мешать второй линии. Спина должна быть плоской и находиться в горизонтальном по отношению к полю положении («круглая» спина затрудняет дыхание).
Игроки второй линии могут взять друг друга за пояс, как обычно делают перед входом в схватку. Чаще всего они держат партнеров за плечи и, когда нагибаются, стараются не касаться друг друга бедрами, заставляя центр третьей линии совершать дополнительные усилия для их сближения и таким образом выполнять толчок по оси схватки. Внутренней рукой они прочно удерживают партнера за шорты с внешней стороны. При наклоне их руки вытягиваются, помогая сближению партнеров. Спины игроков должны быть плоскими и находиться в горизонтальном положении.
Ноги в схватке ставят в зависимости от того, какой путь предпочитают Для выхода мяча (рис. 70—76).


Свободной рукой игроки удерживают «столбов» за пах. Мне кажется лучше, если рука находится между ног «столба», обхватывая его бедро.
Для того чтобы крайним нападающим третьей линии, упирающимся в ягодицы «столбов», легче было выполнить толчок, игроки второй линии обхватывают внутренние бедра «столбов». Они входят в схватку снизу вверх.
Центр третьей линии входит в контакт снизу вверх, держа игроков второй линии за пах, сжимая и толкая их плечами в ягодицы. Он стоит широко расставив ноги.
Крайние нападающие третьей линии при схватке 3—2—3 толкают игроков второй линии во внешние ягодицы, обхватывая за талию центра третьей линии. Внешние ноги они выставляют вперед, чтобы облегчить выход мяча по оси схватки. Смотреть нужно прямо и не терять зрительного контроля за мячом.
При построении схватки 3—4—1 крайние нападающие третьей линии толкают плечом «столбов» во внешнюю ягодицу, внутренняя нога выдвинута вперед.
Напоминаем: существуют не только эти два построения, и положение ног может иметь различные варианты.

Схватка при построении 3—2—3
Внешние ноги игроков второй линии и крайних нападающих третьей линии выдвинуты вперед, чтобы облегчить выход мяча в коридор (рис. 70). Коридор выхода мяча по оси схватки.

Схватка при построении 3—4—1
Коридор выхода мяча — боковой. Внутренние ноги игроков второй линии и крайних нападающих третьей линии выдвинуты вперед (рис. 71).

Схватка при построении 3—4—1
Коридор выхода мяча — боковой. Ноги игроков второй линии раздвинуты, носки почти на одной линии. Крайние нападающие третьей линии выставляют внутренние ноги вперед (рис. 72).

Схватка при построении 3—2—3
Такую расстановку рекомендуют для бокового выхода мяча со стороны, противоположной его введению.
Игрок второй линии, находящийся со стороны введения мяча, ставит внешнюю ногу вперед. Другой игрок второй линии ставит носки ног на одной линии (рис. 73).
Чаще всего мяч забирает правый крайний нападающий третьей линии.

Схватка при построении 3—3—2
Построение рекомендуется для бокового выхода мяча со стороны, противоположной его введению.
Левый игрок второй линии ставит внешнюю ногу вперед, второй игрок широко расставляет ноги (рис.74).
Мячом овладевает полузащитник схватки или центр третьей линии (№ 8).

Схватка при построении 3—4—1
Центр третьей линии (№ 8) находится со стороны введения мяча.
Выход мяча — по оси схватки. Два игрока второй линии выдвигают внешние ноги вперед. Мячом овладевает центр третьей линии (№ 8) или полузащитник схватки (рис. 75).
Для каждого рассмотренного тактического приема характерен свой выход мяча и, конечно, своя техника построения схватки. Эти тактические приемы необходимо постоянно совершенствовать.


Положение внутренней ноги «столба» показано на рис. 76, обхват паха — на рис. 77.
Если схватка движется вперед, игроки должны переступать очень короткими шагами.
Каждый нападающий обязан следить за мячом с момента введения его в схватку. В момент введения мяча ноги игроков должны быть полусогнуты. Стоит только слегка поднять голову, как спина выпрямится.
Можно рекомендовать и другие принципы построения схватки, которые целесообразны при собственном введении мяча, так как позволяют лучше прикрыть своего полузащитника схватки. Таким является построение 3—3—2.
Крайний нападающий третьей линии (№ 7) со стороны, противоположной введению мяча, толкает игрока второй линии.
Крайний нападающий третьей линии (№ 6) со стороны введения мяча толкает «столба».
На мой взгляд, лучше выбирать построение 3—3—2 при собственном введении мяча и 3—4—1 при введении мяча противником.