Самбо — наука побеждать

В давние времена русские люди называли борьбу «молодецкой потехой», «богатырской забавой» и боролись по-разному: «в схватку» и «не в схватку». Вот борьба «в схватку», какой ее описал А. С.Пушкин:
Сплетенные, кружась, идут по лугу,
На вражью грудь опершись бородой,
Соединив крест-накрест ноги, руки,
То силою, то хитростью науки
Хотят увлечь друг друга за собой.
Один русский дореволюционный журнал задумал познакомить своих читателей со всеми существующими в мире видами борьбы. Однако по прошествии некоторого времени журналисты вынуждены были признать, что это нереально. У каждого народа есть своя национальная борьба!

Конечно, было заманчиво объединить все это богатство в один совершенный и чрезвычайно богатый техникой вид спорта! Вот уж была бы борьба так борьба!

Но до революции сделать это оказалось невозможно. Спорт в царской России влачил жалкое существование. Приемы борьбы держались в секрете, передавались от отца к сыну, от учителя к ученику.

Самбо не было самой первой в мире борьбой в одежде. В частности, японская борьба дзюдо появилась гораздо раньше. Почему же советские атлеты не остановились ну хоть на той же борьбе дзюдо, имеющей давние традиции, богатую технику? Почему они предпочли создать свой собственный вид борьбы? Совершим небольшой экскурс в историю и познакомимся с дзюдо поближе. Есть такая легенда.

Однажды японский врач по имени Акаяма Широбеи прогуливался в саду. Пошел сильный снег. Все больше и больше хлопьев ложилось на твердую, крепкую веточку вишневого дерева. Наконец под тяжестью снежных хлопьев она сломалась. Акаяма вздохнул и перевел взгляд на росшую поблизости ель. И ей доставалось от снегопада. Одна веточка на глазах Широбеи все ниже и ниже клонилась к земле. «Сейчас сломается и она»,— подумал Окаяма. Но нет. Гибкая веточка наконец согнулась настолько, что снег сам соскользнул с нее. А веточка как ни в чем не бывало выпрямилась и закачалась.

Акаяму осенило. «Сначала поддаться, а потом победить!»— воскликнул он. Затем он заперся у себя дома и много месяцев никуда не выходил. А когда его затворничество кончилось, Широбеи объявил, что придумал триста приемов борьбы, которыми можно победить любого противника. Все удивились, хотя некоторые и сомневались. Акаяма при всем честном народе быстро расправился с ними. Слава джиу-джитсу, так называлась созданная Акаямой система борьбы, разнеслась по всей Японии.

Долгие годы новая система оставалась секретным оружием самураев, так как в ней было много опасных для жизни приемов. Соревноваться по ней значило обрекать себя на травмы и даже на смерть. Все это очень беспокоило японского учителя Дзигаро Кано, который мечтал создать такой вид борьбы, чтобы, оставаясь системой самозащиты, она в то же время укрепляла здоровье, развивала силу, выносливость и другие физические качества. И еще Кано думал о соревнованиях. Их он считал обязательными для каждого вида спорта.

Что же сделал Кано? Из джиу-джитсу, имевшей множество направлений и школ, он отобрал понравившиеся ему приемы, разработал правила и подарил Японии новый вид борьбы в одежде — дзюдо. В 1882 году в Токио Кано открыл Кодокан — школу борьбы.

Костюм дзюдоиста копирует одежду японского крестьянина: куртка, перехваченная поясом, короткие штаны. Борются босиком. Цвет пояса соответствует степени мастерства, достигнутой борцом. Новички носят белый пояс. По мере того как их мастерство растет, они получают желтый, оранжевый, зеленый, синий, коричневый и, наконец, мастерский черный пояс. Мастера черного пояса делятся на 10 разрядов — данов. Уже 3—4-й даны являются показателем очень высокого мастерства. Действующих борцов выше 7-го дана пока в мире нет.

Страницы: 1 2 3 4 5