Тренировка в подготовительном периоде

Отчетливо выраженной тенденцией современного хоккея является дальнейшее повышение интенсивности и жесткости игры: постоянно возрастает общее количество атак (на чемпионате мира 1977 г. оно составляло в среднем 120 атак за матч, а на чемпионатах мира 1985—1986 гг.— 140—145 атак), силовых единоборств (в 1979 г. в среднем было 86, а в 1985—1986 гг. — 122—124), индивидуальных технико-тактических действий с шайбой (65 — в 1983 г., 77 — в 1984 г.) При этом увеличилось и число спортсменов, участвующих в каждом игровом эпизоде.

Современный хоккеист должен владеть более совершенным технико-тактическим мастерством, быстрее ориентироваться в игровых ситуациях, принимать верные решения и быстро их реализовывать, так как ему приходится выполнять сложные игровые действия в условиях постоянно возрастающего активного силового противодействия соперника при дефиците времени и пространства. Следовательно, современный хоккей предъявляет все возрастающие требования к физической, технико-тактической и психической подготовленности спортсменов, что, в свою очередь, вызывает необходимость дальнейшего совершенствования процесса подготовки хоккеистов высокой квалификации.

Вместе с тем известно, что наибольшие объемы тренировочной работы хоккеисты выполняют в подготовительном периоде, а результаты в соревнованиях во многом определяются эффективностью учебно-тренировочного процесса в этом периоде, в связи с чем вопросы организации и содержания подготовки на данном этапе годичного цикла у хоккеистов высокой квалификации являются актуальными.

В научно-методической литературе имеются работы, в которых рассматриваются вопросы построения и содержания тренировочного процесса у высококвалифицированных хоккеистов (В. И. Колосков, 1974; В. П. Климин, В. И. Колосков, 1982; А. Ю. Букатин, 1982; В. М. Колузганов, 1982). Однако ряд аспектов, касающихся оптимального соотношения средств общей и специальной подготовки, соотношения нагрузок различной преимущественной направленности, последовательности их включения в подготовку, изучены недостаточно, а некоторые сложившиеся положения требуют коррекции с учетом тенденций развития мирового хоккея.

Фундамент успехов лидера нашего хоккея команды ЦСКА закладывается летом

В статье приводятся данные анализа содержания и построения тренировки ведущей команды высшей лиги в подготовительном периоде в двух сезонах, в которых были показаны наиболее высокие спортивные результаты. В исследовании участвовали высококвалифицированные хоккеисты: 7 заслуженных мастеров спорта, 12 мастеров спорта международного класса, 15 мастеров спорта.

Следует отметить, что фоновые (исходные) показатели подготовленности хоккеистов, по данным медико-педагогических обследований перед началом обоих сезонов, не имели существенных различий, а объемы тренировочных нагрузок в целом за подготовительные периоды были примерно одинаковыми. Наибольшие различия на общеподготовительном этапе были отмечены в структуре средств подготовки (по специфичности, технико-тактической и энергетической направленности, последовательности их распределения). На специально-подготовительном и предсоревновательном этапах изучаемые параметры существенно не различались, за исключением распределения нагрузок на развитие специальной выносливости, о чем будет сказано далее.

Поэтому мы будем рассматривать структуру, содержание и динамику тренировочных нагрузок только на общеподготовительном этапе.

В первом сезоне общеподготовительный этап состоял из 4 микроциклов (2 первых микроцикла сдвоенных, продолжительность их составляла от 10 до 5 дней) и был равен в общей сложности 31 дню. Весь объем нагрузок составил 92 часа 10 мин, 178 мин на 1 календарный день (включая дни отдыха). При этом объем нагрузки довольно быстро возрастал и уже во 2-м микроцикле достиг максимальных значений и в 3-м, 4-м микроциклах стабилизировался на этом уровне (табл. 1).

Таблица 1. Основные параметры тренировочных нагрузок у хоккеистов высокой квалификации


Таблица 2. Распределение тренировочных нагрузок по зонам преимущественного энергообеспечения у хоккеистов высокой квалификации
Примечание. Время работы в зонах преимущественно анаэробного, алактатного и гликолитического энергообеспечения приводится с включением и времени пауз отдыха между повторениями упражнений.

Интенсивность нагрузок в каждом последующем микроцикле постоянно возрастала (табл. 2). При этом удельный вес упражнений скоростной и скоростно-силовой направленности (преимущественно анаэробного алактатного энергообеспечения) постоянно волнообразно возрастал (диапазон изменений от 5,6 до 10%).

Доля упражнений на развитие скоростной выносливости (преимущественно анаэробного гликолитического энергообеспечения) была самой низкой и постепенно возрастала, достигая наибольших значений в 3-м микроцикле.

Повышение интенсивности нагрузок осуществлялось в основном за счет увеличения относительного объема работы в зоне преимущественно смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения при одновременном сокращении упражнений преимущественно аэробной направленности.

Упражнения на развитие силовых качеств использовались в основном в 3 первых микроциклах. При этом наибольший удельный вес нагрузки силовой направленности имели место в 1-м микроцикле. В 2 последующих микроциклах доля этих нагрузок хотя и несколько снизилась, но оставалась достаточно большой, а в 4-м микроцикле существенно уменьшилась.

Таким образом, общая динамика тренировочных нагрузок на общеподготовительном этапе в I сезоне характеризовалась крутым наращиванием объема с дальнейшей его стабилизацией и постоянным плавным повышением интенсивности. При этом значительных резких разнонаправленных изменений в относительной доле каждой из нагрузок различной преимущественной направленности от микроцикла к микроциклу не наблюдалось (исключением было снижение нагрузки силового характера в 4-м микроцикле).

Соотношение средств общей и специальной подготовки и их динамика были следующими. В первых двух микроциклах использовались только средства общей подготовки, в 3-м микроцикле в небольшом объеме (до 20%) начали применяться специальные средства подготовки на льду, а в 4-м микроцикле эти средства уже преобладали. Объем упражнений по ОФП на общеподготовительном этапе составил 76,5 ч, а специальных упражнений на льду — 15 ч 40 мин (17% от общего объема).

Средства ОФП были направлены на развитие физических качеств: общей и силовой выносливости, абсолютной силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости. Развитию скоростной выносливости уделялось небольшое внимание (всего 2,6% от общего объема нагрузок).

При использовании специальных средств подготовки на льду в 3-м микроцикле в основном решались задачи восстановления технических навыков и групповых технико-тактических действий с помощью упражнений небольшой интенсивности, а в 4-м микроцикле эти средства использовались уже в режимах, моделирующих соревновательную деятельность.

Рассмотрим содержание и организацию учебно-тренировочного процесса во II сезоне.

Общеподготовительный этап II сезона продолжительностью 34 дня состоял из 5 микроциклов. Первые 4 микроцикла были 7-дневными, а последний — 6-дневный.

Общий объем тренировочных и соревновательных нагрузок на данном этапе был увеличен на 2 ч 11 мин и составил 94 ч 21 мин. Но 1 календарный день был на 12 мин меньше, чем в I сезоне (см. табл. 1). При этом объем нагрузки возрастал непрерывно от 1-го до 4-го микроцикла, а в 5-м несколько снизился. Наибольший темп прироста объема отмечен во 2-м микроцикле (прирост на 24%), в 3-м и 4-м микроциклах объем возрастал на 4—5%, а в 5-м снизился на 12%.

Интенсивность тренировочных нагрузок в каждом микроцикле (за исключением 4-го) во II сезоне была выше, чем в I. Начиная с I микроцикла она находилась на высоком уровне и резко возросла в 3-м микроцикле за счет работы, направленной на развитие скоростной выносливости (преимущественно в зоне анаэробно-гликолитического энергообеспечения).

Нагрузки на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств (преимущественно анаэробное алактатное энергообеспечение) на протяжении всего этапа были распределены равномерно и занимали в каждом микроцикле около 8-10%.

Объем работы на развитие скоростной и скоростно-силовой выносливости (преимущественно в зоне анаэробно-гликолитического энергообеспечения) в каждом микроцикле II сезона был выше, чем в I сезоне. При этом удельный вес упражнений такой направленности достигал наибольших значений в 3-м микроцикле, а наименьших — в 4-м. Однако следует особо отметить, что почти весь объем работы в зоне преимущественно анаэробно-гликолитического энергообеспечения был выполнен с использованием общих средств подготовки. Это, на наш взгляд, явилось негативным фактором, так как результатами научных исследований доказано, что адаптация мышц к работе преимущественно анаэробного энергообеспечения носит ярко выраженный избирательный характер, в связи с чем существует низкий «перенос» с упражнений общего характера на специальные. В I сезоне основной акцент на развитие скоростной и скоростно-силовой выносливости был сделан на специально-подготовительном этапе с использованием средств специальной подготовки (упражнения на льду, в том числе с отягощениями). На общеподготовительном этапе нагрузки преимущественно анаэробной гликолитической направленности должны иметь место, но относительный объем их должен быть несколько выше 5%.

Нагрузки преимущественно аэробно-анаэробной направленности во II сезоне изменялись волнообразно в довольно значительном диапазоне, их удельный вес колебался от 16,3 до 34,6%. Наибольших значений они достигли в 1-м и 4-м микроциклах, а наименьших — во 2-м и 3-м.

Нагрузки преимущественно аэробной направленности распределялись по микроциклам более равномерно и колебались от 38% в 3-м микроцикле до 52% в 5-м.

Нагрузки силовой направленности во II сезоне применялись в большем объеме (на 1 ч 50 мин) и более продолжительное время (на 1 неделю больше). Наибольший удельный вес такая работа имела место во 2—4-м микроциклах.

Сравнительный анализ динамики объема и интенсивности тренировочных нагрузок показал, что во II сезоне более вариативно изменялись как объем, так и интенсивность. Большинство занятий в обоих сезонах носили избирательную направленность, что позволяло повысить тренирующий потенциал применяемых средств подготовки и оказывать существенное воздействие на функциональные сдвиги в организме хоккеистов. Вместе с тем во II сезоне в микроциклах чередовалась работа с акцентированным воздействием на преимущественное развитие того или иного механизма энергообеспечения, того или иного двигательного качества, той или иной группы мышц (табл. 2—4), что, по-видимому, позволяло: повысить тренирующее воздействие применяемых средств подготовки, создать благоприятные предпосылки для восстановления нагруженных в предыдущем микроцикле мышечных групп и, наоборот, давать нагрузку на те мышечные группы и механизмы энергообеспечения, которые меньше нагружались в предыдущем микроцикле. Такое построение учебно-тренировочного процесса позволило при относительно меньшем объеме нагрузок существенно повысить как интенсивность, так и эффективность занятий.

Отличительной особенностью подготовки во II сезоне также было более раннее и в большем объеме использование средств специальной подготовки (см. табл. 1). Средства ОФП наибольший удельный вес занимали во 2-м и 3-м микроциклах (60 и 54%), а в 1, 4 и 5-м микроциклах преобладали специальные средства подготовки (соответственно 53, 51 и 63%). Причем в 4-м микроцикле были проведены 2 контрольные игры, а в 5-м — одна.

Всего за общеподготовительный этан объем нагрузок по ОФП составил 47 ч 5 мин (49,9%), объем специальной тренировочной работы на льду был равен 39 ч 46 мин (42,1%), а соревновательной подготовки — 7 ч 30 мин (8%). Следовательно, объем специальных средств подготовки во II сезоне был увеличен на 33% по сравнению с I сезоном и достигал 50%.

Таким образом, сравнительный анализ содержания, объема и интенсивности тренировочных нагрузок на общеподготовительном этапе в течение двух сезонов показал их существенные различия, которые заключались в следующем:
—       во II сезоне относительный объем нагрузок в расчете на календарный день был ниже на 7,2%;
—       интенсивность тренировочных нагрузок во II сезоне была выше (объем работы в развивающих зонах на 7,6% больше);
—       объем средств специальной подготовки во II сезоне был выше на 33%;
—       показатели объема и интенсивности тренировочных нагрузок во II сезоне изменялись более вариативно;
—       в I сезоне кривая объема тренировочной работы характеризовалась крутым наращиванием, и уже во 2-м микроцикле этот показатель достиг максимальных значений, в то время как во II сезоне кривая объема была более пологой (с учетом продолжительности микроциклов) и достигала максимума только к 4-му микроциклу.

Следует признать, что структура подготовки во II сезоне на общеподготовительном этапе существенно отличалась от традиционно принятой до недавнего времени в хоккее. Содержание и организация учебно-тренировочного процесса на рассматриваемом этапе подготовки во II сезоне были несколько эффективнее, чем в I. Данный вывод подтверждается результатами выступления команды в чемпионате СССР. Во II сезоне команда выступила успешнее, чем в I, и до декабрьского перерыва в чемпионате СССР набрала на 5,5% больше очков при относительно лучших показателях заброшенных и пропущенных шайб.

Представляет интерес структура, содержание и динамика тренировочных нагрузок по ОФП, СФП и технико-тактической подготовке во II сезоне.

В структуре ОФП значительный удельный вес имели работа с отягощениями (24,8%), легкоатлетические беговые упражнения и кроссы (23%) и общеразвивающие упражнения (23,8%).

Спортивные игры и упражнения на гибкость занимали меньшее место (14,5 и 10,7% соответственно). Большой удельный вес общеразвивающих упражнений объясняется тем, что значительная их часть использовалась в разминке и в качестве средств восстановления (см. табл. 3). Небольшая доля в общей физической подготовке спортивных игр обусловлена тем, что игровая подготовка была перенесена на лед.

В структуре атлетической подготовки большое внимание уделялось упражнениям со штангой и прыжковым упражнениям (см. табл. 4). Объем упражнений со штангой наибольшим был во 2-м и 3-м микроциклах. При этом в каждом микроцикле величина отягощений преимущественно на мышечные группы верхних и нижних конечностей попеременно чередовалась. Следует отметить, что прыжковым упражнениям предшествовала работа со штангой и бег с отягощениями, что позволило подготовить мышечно-связочный аппарат к интенсивной работе.

Таблица 3. Объем и содержание ОФП у хоккеистов высокой квалификации во II сезоне


Таблица 4. Внешние параметры нагрузки по общей физической подготовке (силовой и скоростно-силовой направленности) у хоккеистов на общеподготовительном этапе

Для совершенствования технико-тактической подготовки применялись специальные игровые упражнения на льду и двусторонние игры. Причем сложные в технико-тактическом отношении упражнения составляли 58,5%. Особое внимание уделялось индивидуальному обыгрыванию соперника и умению вести силовые единоборства. Доля упражнений 1X1 составляла 22,4%. Большинство упражнений выполнялось в режимах, моделирующих соревновательную деятельность, и по методу сопряженного воздействия (наряду с совершенствованием технико-тактического мастерства одновременно развивали и физические качества). В процессе технико-тактической подготовки совершенствовались различные тактические варианты ведения игры, которые затем закреплялись в двусторонних играх, доля которых составила 34% от объема работы на льду.

Средства и методы подготовки на общеподготовительном этапе в обоих сезонах не отличались. Основными средствами ОФП являлись:
—       для воспитания выносливости: равномерный, переменный кроссовый бег, интервальный бег на отрезках 100, 200, 300, 400, 800 м, фартлек, 12-минутный бег, спортивные игры (футбол, баскетбол, ручной мяч, регби), бег и прыжки вверх по лестнице, буксировка автомобильной шины с отягощением, бег с отягощениями, преодоление комплексной полосы препятствий:
—       для развития силовых качеств: упражнения с преодолением собственного веса тела, веса тела партнера, с «блинами», набивными мячами, гирями, гантелями, гимнастическими скамейками, упражнения с преодолением сопротивления на тренажерах, игры в мяч руками в положении «тачка», баскетбол с партнером па плечах, упражнения со штангой (вес 30—90% от максимальных), борьба, регби, акробатические упражнения, эстафеты с партнером на руках, плечах, в положении «тачка» и др.;
—       для развития скоростных и скоростно-силовых качеств: бег на отрезках 10—60 м, прыжки через барьер и скамейки, многоскоки, бег в гору, по лестнице и под уклон, метание набивных мячей, спортивные и подвижные игры (при этом использовался вариативный метод, когда упражнения выполнялись с отягощениями малого веса, около 8 кг, и без них), упражнения с «блинами», грифом от штанги, акробатические упражнения, различные эстафеты (в том числе с «блинами», набивными мячами), упражнения на тренажерах;
—       для развития ловкости и координационных способностей: подвижные и спортивные игры, акробатические и гимнастические упражнения, упражнения на равновесие, преодоление полосы препятствий, различные эстафеты с предметами, набивными мячами, с использованием акробатических упражнений;
—       для развития гибкости: гимнастические, общеразвивающие упражнения, упражнения в парах;
—       для комплексного развития физических качеств: спортивные игры (футбол, баскетбол, ручной мяч, регби), подвижные игры, преодоление различных вариантов полосы препятствий, эстафеты.

В качестве средств специальной подготовки использовались упражнения и игры на льду:
—       для развития скоростных качеств: старты, старты из различных исходных положений, бег на отрезках от 10 до 50 м, эстафеты по кругу, броски шайбы, игровые упражнения, двусторонние игры, силовые единоборства, скоростная обводка, упражнения с догоняющим игроком;
—       для развития специальной выносливости: разные варианты челночного бега, игровые упражнения в соревновательных режимах, двусторонние игры, в том числе 3X3, 4X4, буксировка отягощения, партнера;
—       для развития скоростно-силовых качеств: челночный бег с торможением (на отрезках 9 и 18 м), торможения с последующим быстрым стартом, игры и игровые упражнения с отягощениями (пояс), силовые единоборства, скоростная силовая обводка, буксировка партнера или отягощения.

При совершенствовании технико-тактических действий использовались игровые упражнения в различных составах игроков (табл. 5), в том числе на ограниченных участках поля, броски с добиваниями, подправлениями, помехами вратарю, фрагменты игровых ситуаций, различные тактические построения.

С целью восстановления и повышения работоспособности использовались:
—       чередование упражнений различной преимущественной направленности с учетом их положительного взаимодействия;
—       индивидуализация тренировочных заданий;
—       подбор точных сочетаний нагрузок и отдыха;
—       варьирование условий и мест проведения занятий;
—       введение упражнений для активного отдыха и расслабления.

Основные методы тренировки хоккеистов: для совершенствования выносливости:
—       равномерный и переменный (в том числе с отягощениями) в различных пульсовых режимах;
—       интервальный (для беговых, прыжковых упражнений и преодоления полосы препятствий) в режимах: работа 30—75 с, пауза отдыха 60—180 с, количество повторений в серии 3—6, количество серий 2—4, отдых между сериями 5—8 мин;
—       интервальный (с отягощениями 8—15 кг для воспитания локальной мышечной выносливости) в режимах: работа 30—45 с, пауза отдыха 60—75 с, количество повторений в серии 5—6, количество серий 1—3, отдых между сериями 8—12 мин;
—       игровой непрерывный;
—       игровой интервальный в режимах: работа 1—2 мин, отдых 1—4 мин;
—       соревновательный;
для развития силовых качеств:
—       метод максимальных усилий: величина отягощения около 90% от максимального, 1—3 повторения с отдыхом между подходами 2— 4 мин;
—       метод повторных усилий: величина отягощения 60—80%, 10—12 повторений, отдых между подходами 3—5 мин, число подходов 2—3;
—       метод прогрессирующих отягощений: величина отягощения постоянно возрастает в диапазоне 40—80% от максимума, скорость выполнения максимальная, количество повторений 3—10, отдых между подходами 2—4 мин, 2— 4 подхода;
для развития скоростных качеств:
—       повторный (работа 5—15 с, отдых 1,5—3 мин, число повторений в серии 4—5, 2—3 серии);
—       игровой;
—       соревновательный;
—       вариативный (выполнение упражнения с отягощением 10— 15% и без него);
для развития скоростно-силовых качеств:
—       повторный;
—       вариативный;
—       игровой;
—       соревновательный;
—       динамических усилий (величина отягощения 20%, скорость выполнения максимальная, но темп невысокий, количество повторений 6—10, количество подходов 2—4, отдых между подходами 3—5 мин).

Для развития гибкости использовался метод серийного выполнения упражнения с числом повторений 20—30, 2—3 серии.

В заключение хотелось бы особо отметить, что основные принципиальные установки, являющиеся отличительными особенностями планирования подготовки команды во II сезоне, такие, как некоторое снижение относительного объема нагрузки при одновременном увеличении ее интенсивности и объема специальной подготовки на льду, не должны повторяться на протяжении ряда лет подряд. Это может, на наш взгляд, привести к снижению общей функциональной подготовленности и истощению резервных возможностей организма спортсменов и в конечном итоге — к срыву адаптации. Очевидно, будет приемлемым вариант планирования подготовки команды с ориентацией на указанные принципиальные установки только после предварительной тренировки с использованием в достаточном объеме средств ОФП. Например, в первом годичном цикле принципиальная схема планирования подготовки как в I сезоне, а на следующий год — как во II.

                                                           В. М. Колузганов, кандидат педагогических наук