Волевая подготовка

Вопросам воспитания у хоккеистов таких волевых качеств, как решительность, смелость, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержка и самообладание, должно уделяться большое внимание. Волевая подготовка имеет огромное значение для достижения высоких спортивных результатов, и нередки случаи, когда команды более слабые в техническом и тактическом отношении выигрывают у сильных противников в основном за счет высоких волевых качеств.

В основе воспитания волевых качеств лежат взгляды, убеждения, мысли и чувства спортсменов. Сознание общественного долга перед коллективом, товарищами, чувство патриотизма являются фундаментом воспитания волевых качеств.

Основной метод воспитания — метод убеждения и разъяснения. Большое значение для воспитания характера имеет метод сознательного убеждения самого себя в достижении цели.

Воспитание волевых качеств происходит путем преодоления трудностей, которые возникают в процессе тренировок и состязаний. Методы преодоления трудностей должны разрабатывать как тренер, так и сами спортсмены. Преодолевая в каждую тренировку определенные трудности, поставленные тренером, хоккеист никогда не окажется застигнутым врасплох во время игры.

Хоккейный матч—лучшее средство закалки волевых качеств, приобретения опыта спортивной борьбы. Соревнования требуют от хоккеиста наивысшего напряжения всех его физических и моральных сил. И чем больше трудностей возникает в игре, тем выше должно быть волевое напряжение.

Трудности в игре могут быть следующими: утомление (усталость);
повреждение инвентаря (клюшки, обуви, защитного снаряжения);
новизна и неожиданность действий противника; непривычность чужого поля; неблагоприятные метеорологические условия; воздействие зрителей; получение различных травм в ходе игры; боязнь выполнить завершающий удар по воротам, выполнить штрафной удар при равной игре и т. д.

Основным средством воспитания волевых качеств хоккеистов является систематическое выполнение ими в процессе тренировки упражнений, требующих применения волевых усилий, специфичных для игровых действий хоккеистов. Это в основном упражнения, направленные на повышение физического развития, овладение техникой и тактикой. Выполняя их, игрок тренирует волевые усилия и вырабатывает наиболее целесообразные приемы преодоления трудностей. Тренер должен включать в занятия эти упражнения, учитывая и специальную задачу по развитию волевых качеств игроков. В упражнениях необходимо соблюдать следующие условия:
1. Выполнение упражнений должно требовать от тренирующегося достаточно интенсивных волевых усилий. Когда выполнение хорошо усвоенного упражнения перестает быть трудным и не требует от спортсмена напряжений воли, оно перестает быть средством воспитания волевых качеств. Поэтому необходимо своевременно усложнять упражнения, причем это усложнение должно идти постепенно. Выполнение упражнений должно требовать от спортсмена все больших и больших усилий. Это достигается усложнением задач и условий выполнения упражнения, постепенным повышением объема и интенсивности нагрузки и т. д.

2.            Так как спортивное соревнование требует от хоккеиста предельного напряжения воли, в тренировку необходимо включать упражнения, требующие применения максимальных волевых усилий. Это обычно упражнения, связанные с предельными мышечными напряжениями, с достижением максимальной скорости движений, с высоким напряжением внимания, с преодолением отрицательных эмоциональных состояний (например, боязни), утомления и чувства усталости. Поскольку ответственные игры вызывают максимальные напряжения воли и всестороннее проявление волевых качеств игроков, они сами по себе также являются важнейшим средством воспитания воли.

3.            Одним из необходимых условий успешного развития волевых качеств является специальная целенаправленность спортсменов на воспитание воли. Спортсмену необходимо знать, что, преодолевая трудности, он воспитывает волю, и поэтому должен стремиться не к облегчению трудностей, а к сознательному преодолению их. При выполнении спортсменами упражнений, требующих напряжения воли, тренеру обязательно нужно отмечать все случаи проявления нерешительности, отсутствия самообладания и других отрицательных качеств. Для выявления степени развития волевых качеств большое значение может иметь систематическое проведение специальных контрольных упражнений, выполнение которых должно требовать' от спортсмена применения интенсивных волевых усилий.

4.            Вся работа по воспитанию волевых качеств должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей спортсменов: их типа высшей нервной деятельности, особенностей характера и развития моральных сторон личности. При наличии у спортсменов отрицательных волевых качеств: нерешительности, отсутствия настойчивости, слабой воли к победе и т. д. — необходимо обязательно выяснить причины, которые обусловливают появление этих качеств. Лишь зная, почему спортсмены проявляют то или иное отрицательное волевое качество, можно преодолеть его.

Пожалуй, наиболее важны для хоккеистов решительность и настойчивость. На воспитании этих качеств мы остановимся более подробно.

Решительность хоккеистов выражается в способности своевременно и смело принимать решения в ответственные моменты игры, без колебания приводить эти решения в исполнение, смело вступать в единоборство с игроками команды противника. Воспитание решительности, так же как и других волевых качеств, стоит в неразрывной связи с физической и технической подготовкой хоккеистов. Нерешительность наиболее часто проявляют игроки, имеющие недостатки в технике или физической подготовке.

Для воспитания решительности применяются упражнения, выполнение которых связано с известным риском и требует преодоления могущего возникнуть чувства боязни и колебаний. К таким упражнениям относятся акробатические прыжки, прыжки в воду, прыжки на батуте, занятия боксом и хоккеем с мячом. Для специального развития решительности хоккеиста применяются упражнения в единоборстве за овладение мячом, а также игровые упражнения, в которых хоккеистам приходится часто вступать в игру и принимать самостоятельные решения (например, игра в двое маленьких ворот 3X3, 2x2, 1X1).

При выполнении упражнений, требующих от хоккеистов решительных действий, а также при разборе проведенных игр тренер должен отмечать все случаи проявления нерешительности, указывать игрокам на необходимость смелых и решительных действий. Во всех случаях проявления нерешительности у хоккеистов необходимо установить причины, которые ее вызывают, и в зависимости от этих причин применять те или иные средства.

Настойчивость нужна хоккеистам как во время тренировок при изучении и отработке различных технических приемов, так и во время соревнований, когда возникает необходимость преодолеть нарастающее утомление, бросить все свои силы на достижение победы.

Для воспитания настойчивости в овладении техническими и тактическими приемами важнейшее значение имеет прежде всего сознательное отношение игроков к овладению техникой и тактикой, понимание ими значения изучаемых приемов для повышения мастерства, а также понимание необходимости упорной работы, развитие интереса и вкуса к ней. Выработке настойчивости способствует также хорошая организация тренировок.

Одним из средств развития настойчивости являются учебные игры с усложненными условиями и специальными заданиями, повышающими напряженность игры (например, игры, в которых более слабые хоккеисты выступают против более сильных, двухсторонние игры с неравным числом хоккеистов, а также игры на всей площадке с уменьшенным числом игроков 6X6, 7X7, 8X8 с персональной опекой друг друга).

Настойчивость хоккеистов во время игры, их воля к победе во многом связаны с их самообладанием, так как хоккеистам часто приходится принимать тактические решения и выполнять сложные и точные действия с мячом в условиях очень сильного возбуждения или при наличии подавленности, растерянности, возникающей при неудаче или при появлении неожиданных трудностей.

Для развития самообладания большое значение имеет применение неожиданных и непривычных трудностей в конце тренировочного занятия, а также выполнение упражнений в трудных и непривычных условиях. Умение владеть собой, не теряться при любых условиях и не поддаваться отрицательным эмоциональным состояниям вырабатывается у игроков вместе с приобретением опыта участия в ответственных соревнованиях, которые протекают наиболее остро и напряженно и вызывают у участников интенсивные эмоции. Сознание важности победы и ответственности за ее достижение заставляет игроков не только сильно переживать удачи и неудачи во время игры, но и подавлять те чувства, которые мешают успешному выполнению игровых действий.