Как организовать обучение плаванию детей

Плавание является одним из важнейших видов спорта и занимает почетное место в системе физического воспитания детей и школьников. Оно укрепляет здоровье детей, закаляет их организм, способствует гармоничному физическому развитию ребенка. Занятия плаванием развивают дыхательный аппарат, укрепляют сердечнососудистую систему. Плавание в открытых водоемах, температура которых непостоянна, — один из лучших способов закаливания.
Плавание следует рассматривать и как прикладной навык, необходимый в повседневной жизни, в труде и при защите родины. Опыт Великой Отечественной войны показал, что умение плавать неоднократно помогало нашим бойцам выполнять задания командования.
В комплексе БГТО плавание включено в два раздела: обязательных нормативов и норм по выбору.
Обучение детей плаванию должно быть широко  развернуто в летнее время, особенно в пионерских лагерях, где ежегодно отдыхают миллионы пионеров и школьников.
Задачи обучения плаванию различны. Они зависят от возраста детей, умения их плавать и от продолжительности лагерной смены.
За 21 день пребывания в лагере дети 10—15 лет, не умеющие плавать, должны научиться плавать способом «кроль без выноса рук» и приблизительно с 10—12-го занятия приступить к изучению элементов техники способа «кроль». Ребята этого возраста, умеющие плавать, хорошо овладев способом «кроль», примерно с 10— 12-го занятия должны перейти к освоению элементов техники способа «брасс». Детям 14—15 лет, кроме того, надо подготовиться к сдаче норм БГТО по плаванию.
Задача обучения детей 8—9 лет состоит в том, чтобы научить их чувствовать себя в воде свободно и ознакомить со способом плавания «кроль без выноса рук».
В смене продолжительностью в 40 дней дети 10—15 лет, не умеющие плавать, должны изучить способ плавания «кроль», 8—9 лет — способ плавания «кроль без выноса рук», а умеющие плавать — хорошо овладеть способами плавания  «кроль» и «брасс».
Занятия проводит руководитель физического воспитания лагеря, знающий технику правильных способов плавания, приемы спасания утопающих, меры предупреждения несчастных случаев и знакомый с методикой обучения. В помощь ему привлекаются пионервожатые, умеющие плавать.
В лагерях, численный состав которых превышает 150 человек, пионервожатые, умеющие плавать, сами проводят занятия со своими отрядами. Предварительно вожатые проходят подготовку у руководителя физического воспитания, который изучает с ними материал предстоящих занятий с детьми, приемы спасания утопающих, помогает вожатым усовершенствовать технику Плавания. Наиболее удобно проводить методические занятия с вожатыми с 6 до 7 часов утра или во время послеобеденного сна детей.
До начала работы лагеря необходимо выбрать и оборудовать на водоеме место для плавания, исходя из расчета, что на нем будет заниматься не более трех отрядов.
Участок, отведенный для плавания, должен быть расположен как можно выше по течению и находиться вдали от мест купания животных, полоскания белья и выхода сточных труб.
Рекомендуется для занятий плаванием выбрать место с отлогим песчаным берегом. Надо, чтобы спуск к воде не был обрывистым. Если он крут, то следует сделать лесенку или мостик. Выход к воде должен быть свободным от кустов, деревьев и водорослей.
Желательно, чтобы дно было песчаное, постепенно понижающееся и очищенное от коряг, камней, мусора и других посторонних предметов.
Необходимо тщательно проверить глубину водоема на всем участке, где будут проходить занятия.
Для не умеющих плавать детей 8—10 лет глубина воды не должна превышать 90 см, а для детей 11—15 лет—110 см. Скорость течения должна быть не больше 10 м/мин.
Место, отведенное для плавания, обязательно ограждается.
Границы его могут быть отмечены шестами, на которых укреплены флажки, веревкой на поплавках, поддерживаемой вбитыми в дно кольями, или какими-нибудь другими бросающимися в глаза знаками.
Примерная площадь ограждаемого места 25 м X 15 м. Желательно, чтобы расстояние в 25 м шло вдоль берега, а в 15 м — по направлению к середине водоема.
Для обучения нужны плавательные доски. Их могут сделать сами дети следующим образом. Обыкновенные доски толщиной 5—7 см и шириной 30—40 см распиливаются на части, имеющие 70—80 см длины, обстругиваются и с одного конца закругляются.
Весь инвентарь, который потребуется для занятий плаванием,— ватерпольные или волейбольные мячи, канат, веревки, палки и т. д. — следует подготовить заранее, еще до выезда в лагерь.
Уроки обучения плаванию включаются в режим дня лагеря. Они проводятся в часы, отведенные для оздоровительных процедур. Для занятий (на берегу и в воде) с одним отрядом отводится 40—50 минут. Сюда не входит время, затраченное на путь к водоему. Продолжительность пребывания детей в воде в зависимости от ее температуры, возраста детей и количества пройденных уроков колеблется от 3 до 25 минут. Для каждого отряда назначается определенное время занятий. Промежуток между окончанием занятий с одним отрядом и началом занятий с другим устанавливается в 5—10 минут.
К водоему отряд направляется в сопровождении вожатого и педагога.
Перед началом урока дети выстраиваются и председатель совета отряда отдает рапорт руководителю о количестве присутствующих на занятии. Построение и расчет детей в начале урока и по окончании его обязательны. Желательно, чтобы вожатый вел журнал посещаемости занятий.
В особенно жаркие дни в промежутке между 17 и 19 часами плавание проводится по отрядам вторично.
Продолжительность пребывания детей в воде в эти часы не должна превышать 10 минут. Во время вечерних занятий проводятся игры в воде, старшие ребята готовятся к сдаче норм БГТО.
На первом уроке плавания все дети распределяются по группам умеющих и не умеющих плавать. При проверке умения детей плавать в воду входят одновременно не более двух ребят.
Группы умеющих плавать комплектуются из детей 10—12 лет, которые могут проплыть любым способом дистанцию в 15 м, и 13—15 лет, проплывающих дистанцию в 25 м.
Если в группе окажется больше 10—12 человек, то они по степени подготовленности разделяются на подгруппы. Каждая подгруппа получает свое наименование: например, группа 1 — умеющие плавать, группа 2 — слабо плавающие и т. д. Мальчики и девочки объединяются в отдельные группы.
Руководитель физического воспитания или пионервожатый проводит занятия с каждой группой поочередно. Перед входом в воду и по выходе из нее обязателен расчет детей каждой группы. Один руководитель должен заниматься в воде с группой, в которой не больше 10—12 человек.
Дети группы, которая начинает заниматься первой, принимают солнечные ванны, выполняя упражнения на берегу. В это время под наблюдением педагога ребята из других групп принимают солнечные ванны лежа. Место, где принимаются солнечные ванны, должно быть сухим. Дети ложатся на подстилки, одеяла или циновки. Лежать без подстилки можно только на чистом сухом песке. Во время приема солнечных ванн головы ребят должны быть обязательно защищены от солнца. При первых приемах солнечных ванн дети могут находиться на солнце не более 4 минут, лежа по одной минуте на груди, боку и спине.
Через каждые два дня время пребывания на солнце увеличивается на 2—3 минуты. Если в приеме ванн был перерыв, повторяется последняя дозировка.
После того как прием солнечных ванн закончен, ребята переходят в тень и вместе с педагогом читают книги или занимаются чем-либо другим.
Ребята, кончившие заниматься, присоединяются к находящимся в тени, а руководитель проводит занятия в воде со следующей группой.
Для выполнения упражнений на берегу дети выстраиваются в одну шеренгу. Руководитель занимает такое место, откуда он сможет наблюдать за всеми.
Заранее надо условиться с детьми о сигналах. Так, например, один протяжный свисток означает «внимание», один короткий свисток — «окончание выполнения упражнения», два продолжительных свистка — «выход из воды». Особенно хорошо дети должны запомнить сигнал «выход из воды».
При проведении занятий необходимо поддерживать строгую дисциплину. Это способствует успешному усвоению материала и является одной из мер предупреждения несчастных случаев. За всякое нарушение дисциплины в воде — ложные крики «тону» и т. д. — следует строго наказывать.
Минимальная температура воды, при которой проводятся занятия с детьми 10—15 лет, +18°, с детьми 8—9 лет +20°. Температура воздуха на 4—5° должна превышать температуру воды. На первом занятии младшие дети могут находиться в воде 3 минуты, а старшие — 5 минут. В дальнейшем продолжительность пребывания в воде для детей 8—9 лет увеличивается до 15 минут, 10—12 лет — до 20 минут и 13—15 лет — до 25 минут.
В пионерском лагере обучение плаванию проводится в форме урока. Типовая схема урока следующая: 1) вводная часть (на берегу) — 2—3 минуты; 2) подготовительная часть (на берегу) — 5—10 минут; 3) основная часть (в воде) —3—25 минут (в зависимости от возраста, подготовленности детей, температуры воды и воздуха, количества пройденных уроков); 4) заключительная часть (в воде и на берегу) — 3—5 минут.
Вводная часть урока разрешает задачу организации группы и мобилизует внимание ребят. Урок начинается с построения группы. При построении проводится поименная перекличка. Руководитель физического воспитания или вожатый (если он сам проводит занятия) объясняет детям задачи и цели урока. Затем следует подготовка ребят к основной части урока. На берегу они ознакомляются с формой плавательных движений и упражнениями для овладения техникой плавания.
Задача основной части урока — освоение в воде и изучение техники плавания. Войдя в воду, ребята проделывают упражнения для освоения в воде и изучения техники плавания, проплывают дистанции определенным способом, разучивают игры в воде. После этого наступает заключительная часть урока, цель которой привести организм детей в спокойное состояние. Разрешается свободное плавание, проводятся игры успокаивающего характера. Выйдя по сигналу из воды, ребята вытираются полотенцами и переодеваются  в сухую одежду. Урок организованно заканчивается поименной перекличкой и подведением итогов занятий.