Общие методические указания к проведению занятий по плаванию

Весь процесс обучения детей плаванию должен иметь воспитательный характер и проводиться с учетом основных дидактических принципов советской педагогики.

Прежде всего нужно, чтобы у ребят создалось целостное представление об изучаемом способе плавания. Поэтому на первом уроке и в дальнейшем через урок необходимо многократно продемонстрировать им этот способ, причем показ должен сопровождаться доступными ребятам объяснениями. В зависимости от задач урока внимание занимающихся концентрируется на определенном элементе движения.

С каждым упражнением ребята вначале знакомятся на берегу, а потом разучивают его в воде.

Программы обучения детей разных возрастов и подготовленности должны отличаться использованием учебного материала и дозировкой нагрузки.

С детьми 8—9 лет урок в основном проводится в форме игр. При обучении ребят 10—12 лет игры в воде занимают меньше места, чередуясь со специальными упражнениями, служащими освоению техники плавания. Во время занятий с детьми 13—15 лет основное внимание уделяется упражнениям для изучения техники плавания. С одинаково подготовленными мальчиками и девочками одного возраста уроки плавания проводятся по одной программе.

При обучении детей 8—9 и 10—12 лет большинство упражнений надо разучивать с ними под соответствующие команды. Ребятам 13— 15 лет при выполнении упражнений дается меньше подсчетов и команд.

Для воспитания у детей 10—12 лет самостоятельности и активности (особенно у девочек) необходимо в уроки включать свободное плавание.

Дозировка нагрузки при выполнении упражнений изменяется в зависимости от возраста детей. Для мальчиков и девочек 8—9 лет она одинакова. Девочкам 10—15 лет дозировка нагрузки дается несколько ниже, чем мальчикам.

Следует учитывать, что в возрасте 13—15 лет девочки часто недооценивают свои силы, а мальчики переоценивают. Поэтому надо строго следить за тем, чтобы девочки полностью выполняли все упражнения в заданной дозировке. И наоборот, необходимо сдерживать стремление мальчиков лишний раз повторить упражнение.

В приводимых ниже программах указывается дозировка нагрузки. Однако число повторений может меняться в каждом конкретном случае. Например, при низкой температуре воды и воздуха количество повторений уменьшается, некоторые упражнения вообще могут быть выпущены из урока.

Руководитель физического воспитания или вожатый обязан при разучиваний упражнения всегда разъяснять детям его цель и значение. Давать объяснения следует в доступной для данного возраста форме. Объяснять упражнения детям 8—9 лет надо конкретно, используя известные им образы. При объяснении упражнений ребятам 13—15 лет следует стремиться разъяснить им сущность упражнения.

Важно, чтобы ребята запомнили названия упражнений и игр. Тогда во время занятий в воде руководитель физического воспитания или вожатый сможет говорить короткими фразами, и ребятам будет ясно, что им надо делать.

Каждое упражнение должно быть обязательно показано и на берегу и в воде. При этом необходимо обратить внимание детей на наиболее важные моменты выполнения упражнения, указать им, что именно надо наблюдать, когда преподаватель демонстрирует упражнение.

Надо внушить ребятам, что для того чтобы правильно выполнить упражнение, они должны делать его спокойно, не торопясь.

Занятия в воде всегда нужно начинать с выполнения энергичных движений. Заканчивать урок в воде следует спокойным погружением с головой и выдохом в воду, повторив это упражнение в зависимости от возраста детей от пяти до десяти раз.

Подготовка к сдаче норм БГТО по плаванию проводится в процессе обучения плаванию. Детям 13—15 лет в конце урока, когда это предусмотрено программой, дается задание проплыть без остановки любым способом определенную дистанцию, длина которой увеличивается от урока к уроку.

Для пионеров и школьников старшего возраста, умеющих плавать, при продолжительности лагерной смены в 40 дней можно включить в уроки подготовку к сдаче норматива на скорость.

Для этого ребятам дается задание проплыть 25 м на скорость. Таких заданий в урок должно быть включено не более двух, с достаточным временем для отдыха.

Исправлять ошибки ребят нужно в процессе занятий в определенной последовательности.

Прежде всего надо поправить положение тела, особенно головы, затем добиться правильного дыхания. Дальше надо перейти к исправлению ошибок в движениях ног. До тех пор пока ребята не научатся правильно работать ногами, не следует переходить к исправлению других ошибок. После того как ошибки в движениях ног устранены, исправляют ошибки в движениях рук, а вслед за тем в координации всех движений.

Нельзя исправлять одновременно несколько ошибок: это распыляет внимание ребят. Но надо постараться определить основную из них и направить все усилия ребенка на ее исправление. Исправление основной ошибки часто влечет за собой устранение сопутствующих ей второстепенных ошибок. Часто большинство ребят делают одинаковые ошибки, на которые надо немедленно указать.

Для того чтобы ошибку исправить, нужно объяснить ребятам, в чем она заключается, и несколько раз правильно повторить с ними ту часть движения, которую надо исправить. Но никогда нельзя копировать неправильные способы выполнения движений.