Приемы спасания утопающего

Если соблюдать все меры предупреждения несчастных случаев, возможность их при обучении плаванию исключается.
Однако может случиться так, что ребенок захлебнется и скроется под водой. При оказании ему помощи следует сохранять полное спокойствие и самообладание. Надо быстро добежать (так как глубина воды в месте занятий не превышает 110 см) до места, где произошел несчастный случай. Все остальные дети, находящиеся в воде, должны быть немедленно выведены педагогом на берег. Если ребенок уже скрылся под водой, нужно нырнуть и ощупать руками дно несколько ниже места погружения (с учетом скорости течения). Вытащив ребенка из воды и взяв его на руки, надо вынести его на берег и немедленно начать делать ему искусственное дыхание.
Перед тем как приступить к искусственному дыханию, открывают рот ребенка и очищают его от слизи и грязи. Если рот плотно сжат и его трудно открыть, энергично растирают руками сжатые бугорки мышц на щеках. Затем язык пострадавшего привязывают платком к подбородку. Для того чтобы освободить от воды рот и дыхательные пути, оказывающий помощь кладет ребенка на свое колено так, чтобы свешивались голова и ноги, и несколько раз слегка нажимает на его спину.
После этого приступают к искусственному дыханию. Делается оно так. Ребенка укладывают на спину. Производящий искусственное дыхание встает на колени у головы пострадавшего, захватывает его руки у кистей и отводит их вверх и к себе так, чтобы локти пострадавшего были на уровне его головы. Затем он поднимает руки ребенка, сгибая их в локтях, и, слегка надавливая на них, прижимает к его груди. Движения должны совпадать с нормальным вдохом и выдохом. Искусственное дыхание нужно делать на протяжении 60—90 минут, пока пострадавший не начнет дышать. Одновременно с искусственным дыханием энергично растирают тело ребенка. Как только у пострадавшего восстановится дыхание, его надо перенести в теплое помещение, укутать и напоить горячим чаем.
Чаще всего несчастный случай может произойти не на занятиях по плаванию. Тогда может потребоваться помощь ребенку, тонущему в незнакомом, возможно глубоком, месте. И при этом положении необходимо сохранять спокойствие. Прежде чем броситься на помощь, надо оценить обстановку, продумать, в каком месте лучше всего прыгнуть в воду. Если несчастный случай произошел вдалеке или сильное течение быстро относит утопающего, надо добежать до того места на берегу, против которого находится утопающий, и лишь потом прыгнуть в воду. Если есть лодка, нужно ею воспользоваться.
Перед тем как прыгнуть в воду, необходимо сбросить с себя одежду.
Если ребенок уже погрузился под воду, нужно нырять несколько ниже места катастрофы, учитывая скорость течения. Нырять надо е открытыми глазами, а при плохом освещении ощупывать дно руками. Возможно, что придется нырять несколько раз. В этом случае не следует отчаиваться после неудачных попыток.
Если утопающий покажется на поверхности воды, надо быстро подплыть к нему сзади. Не следует бояться захватов тонущего ребенка, так как его сила всегда меньше силы взрослого человека.
Подплыв к утопающему, его поворачивают на спину, захватывают руками его голову с обеих сторон под подбородком так, чтобы каждая ладонь покрывала часть уха, и плывут с ним к берегу способами «кроль», «брасс» или «на боку», работая одними ногами. Плавающим на боку лучше поступить таким образом: повернув пострадавшего спиной к себе, продеть свою руку под руку пострадавшего, захватить запястье другой его руки и плыть к берегу, работая ногами и свободной рукой.
Плывя с пострадавшим к берегу, нужно следить за тем, чтобы его нос и рот все время находились над поверхностью воды.
Как только ребенок доставлен на берег, немедленно начинают делать ему искусственное дыхание. Предварительно ребенка освобождают от тесной одежды.