Что там, за горизонтом?

Сегодня в науке, как и во всем современном обществе, начинает торжествовать не число, а умение, не вал и объем, а качество и новизна, И поэтому важна не упорная самооценка, а пристальный взгляд со стороны. Конечно, проще сразу и безоговорочно согласиться со словами, с которыми к нам, советским ученым, обратился президент Организационного комитета конгресса ректор университета Данкук Чан Чун Сик. В один из наиболее напряженных дней он приехал в гостиницу, где проживала советская делегация, чтобы устроить ей прием. Он тогда сказал: «Значение всей нашей встречи ученых мира было бы не таким весомым без участия такой авторитетной группы». Но это скорей политическая и в какой-то степени комплиментарная оценка. Ценнее были слова одного из лидеров венгерской спортивной науки и мировой психологии спорта Ласло Надори: «Вы привезли сюда очень сильную команду».

На этой мажорной ноте на время оставлю в стороне все, что не относится к собственно научному содержанию конгресса. Попытаемся рассмотреть то главное, что Чхонан (или, если хотите, Сеул-88) внес в спортивную науку, чем отличался от четырех своих предшественников — Мюнхена-72, Квебек-Сити-76, Тбилиси-80 и Юджина-84. И от первого всемирного конгресса «Спорт в современном обществе», проведенного в Москве в середине олимпийского цикла — в 1974 году.

Камерность секционных заседаний конгресса-88, вынужденная      профессиональная узость их проблематики, тем самым рождавшая возможность глубины анализа, уравновешивалась широтой и разносторонностью десяти междисциплинарных семинаров. На них авторы главных докладов немедленно получали острые полемические ответы поочередно от представителей других научных направлений. Человек спорта, разумеется, един и неделим, но его разные системы и сфера деятельности изучают и разные науки. Каждый семинар собирал по нескольку сот слушателей.

Такой интерес можно понять. Достаточно оценить если не содержание докладов, то хотя бы тему каждого семинара: «Предсказание и улучшение достижений в спорте», «Соревновательный спорт и олимпийские игры: межкультурный анализ системы ценностей», «Обнаружение и развитие таланта в спорте», «Концепция человеческого тела с позиции различных перспектив культуры», «Физическая активность, физические качества и новое понятие здоровья», «Помощь в развитии массового спорта», «Долговременный эффект физической активности», «Травмы и перетренировка в спорте высших достижений», «Процесс обучения в физическом воспитании» и, наконец, «Генетика и адаптация в процессе тренировки».

Но названия оставались бы лишь символом, если бы за каждой темой не сияла научная новизна; правда, за некоторыми — не воссияла... Поделюсь тем, что не могло не заинтересовать.

Десятилетия назад неопровержимо и навсегда доказано отрицательное воздействие на организм современного человека нынешнего обездвижения — гримасы технического прогресса. Но профессор Зигфрид Израэль из ГДР сумел раздвинуть рамки этой истины, экспериментально показав, что даже тот уровень развития отдельных систем организма, например мускулатуры, который сегодня признается нормальным только потому, что он зафиксирован у подавляющего большинства населения, на самом деле недостаточен. Поэтому каждый из нас должен сделать свой собственный выбор физической активности, чтобы достичь своей нормы — индивидуальной, а не массовой. Это новый шаг к постижению тайны здоровья.

А вот в докладе ветерана мировой спортивной науки Пера Олофа Остранда неожиданно для многих прозвучал откровенный пессимизм: «По моему мнению, ученые больше получают от изучения атлетов и спорта, чем сами дают спортсменам. Однако есть сферы, где достижениям спортсменов наука способствует. Например, водный баланс, влияние техники упражнения на травматизм и реабилитацию... Ученые совершенствуют лекарства, а те становятся допингом...» Но, несмотря на свой скепсис, знаменитый швед сам тут же изложил классификацию факторов, влияющих на рост рекордов...

Да и коллеги Остранда его не поддержали: на междисциплинарных семинарах смело и убедительно доказывали основные признаки спортивной одаренности (Марсель Хеббелинк из Бельгии), особенности влияния частоты, интенсивности и продолжительности тренировки на тренировочный эффект (Майкл Поллок из США), воздействие системы подготовки преподавателя физического воспитания и спорта на его педагогическое мастерство (Герберт Хааг из ФРГ), взаимозависимость генетической предрасположенности спортсмена к тренировке и перспектив роста его высших достижений (канадец Клод Бушар)...

Страницы: 1 2 3 4 5