Примерные упражнения, развивающие быстроту реакции
1. Тренер (или игрок) теннисной ракеткой с различных дистанций сильно бьет теннисным мячом по воротам, вратарь стремится поймать мяч или отбить его.
2. То же, только два игрока, стоя на разных позициях, один перед воротами, другой сбоку, поочередно бьют тремя-четырьмя мячами по воротам.
3. Вратарь стоит в воротах лицом к стене (щиту) на расстоянии 2—3 м от нее. Тренер ударяет теннисным мячом о стену. Вратарь старается поймать отскочивший мяч или отбить его плечом, туловищем, клюшкой.
4. Это же упражнение, но о стену клюшкой бросают шайбу-кольцо.
5. Вратарь стоит в воротах лицом к ним. Тренер бросает мяч (шайбу) в ворота. Одновременно с броском тренер дает сигнал, по которому вратарь быстро поворачивается и старается взять мяч.
6. Вратарь бросает шайбу-кольцо (теннисный мяч) о дерево или круглый борт и ловит ее. Непроизвольные, неожиданные отскоки шайбы заставят вратаря особенно быстро реагировать на них.
7. Вратарь стоит в воротах, перед которыми поставлена ширма шириной 1 — 1,5 м, высотой 1,5—2 м. Тренер из-за ширмы неожиданно бросает теннисный мяч (шайбу) по воротам. Вратарь ловит, отбивает мяч (рис. 91). Если поставить перед вратарем 2—3 стойки, то вратарю будет несколько труднее ориентироваться. Кроме того, мяч, ударившийся о стойку, может неожиданно отскочить; вратарь должен будет реагировать на это.
Вратарь в игре должен умело пользоваться клюшкой. Упражнения гимнастического характера с клюшкой, игра в воротах — остановка или отбивание шайбы только клюшкой, выполнение бросков, ведения шайбы — будут способствовать непринужденному владению клюшкой. Очень полезно вратарю участвовать со своей клюшкой в игровых упражнениях и игре на двое ворот в роли полевого игрока. В упражнениях борьбы за шайбу вратаря надо ставить на роль водящего: он будет приобретать и навык в отбирании шайбы.
Вратарь более сильной рукой держит клюшку, а другой, свободной от клюшки, рукой ловит или парирует шайбу, если это удобно сделать именно рукой, а не клюшкой. Кроме этого, «свободная рука» должна быть у вратаря очень подвижной, активной. У большинства вратарей свободная рука несколько уступает другой руке в силе и ловкости движений. Выполняя технические приемы на тренировке только одной, свободной, рукой (например, другая рука за спиной), вратарь сможет исправить этот недостаток.
Вратарь должен уметь в падении отбить шайбу клюшкой или поймать ее. Этот прием начинают разучивать на земле. Хоккейный мяч кладут на землю впереди вратаря на расстоянии 2,5—3 м. По команде тренера или самостоятельно вратарь в прыжке-падении отбивает мяч клюшкой. Затем упражнение усложняют: вратарь отбивает не неподвижно лежащий мяч, а катящийся. Далее это упражнение выполняют с шайбой. И наконец, когда упражнения будут освоены, в них вносят элемент неожиданности — вратарь встает лицом к воротам, по команде шайбу бросают в том или ином направлении. Вратарь поворачивается и старается в падении поймать или отбить шайбу.
В период предсезонной подготовки вратарь осваивает основные тактические положения своей игры: выбор места, выход из ворот, целесообразность применения тех или иных технических приемов. Он должен еще до выхода на лед, на земле, играть, придерживаясь наиболее выгодной для него тактики, применительно к особенностям своей игры на льду. Например, если вратарь недостаточно быстро реагирует на шайбу, то ему в большей мере, чем другим, быстрым, вратарям, нужно играть туловищем. В данном случае, например, при бросках с ближних дистанций ему нужно стараться уменьшить площадь попадания в ворота за счет некоторого выхода из них.
В игре вратарь периодически вступает в непосредственную борьбу за шайбу. Физическое напряжение у него чередуется с паузами активного отдыха. Поэтому и в тренировочных занятиях напряженную работу следует чередовать с активным отдыхом.