Обучение тактике игры и тренировка

Одновременно с изучением техники игры занимающиеся в какой-то мере начинают изучать и тактику. Знакомство с расположением игроков в команде, с их действиями в различных зонах поля, согласно правилам хоккея, — все это первоначальные основы тактики.

Выбрать место, быстро и правильно ориентироваться, уметь найти правильное тактическое решение и быстро выполнить его — вот главное требование, предъявляемое к самостоятельным тактическим действиям игрока.

Все индивидуальные действия в основном сводятся к участию в согласованной игре с партнером, к взаимному пониманию тактического замысла. Именно на таких согласованных действиях игроков и строится тактика команды. Чем больше игроков вовлекается в комбинацию, тем тактика сложнее; нужны еще более согласованные действия игроков, еще более разносторонняя подготовленность их.

Успешным тактическим действиям одного игрока будут способствовать: хорошая физическая подготовленность, умение выполнять технические приемы, быстро оценивать действия противника, правильно и целесообразно строить свою игру, применять броски по воротам, обводку, передачу и т. д.

При выполнении тактической комбинации с партнером от игрока требуются дополнительные навыки — умение улавливать замысел партнера, хорошая ориентировка, т. е. умение видеть большой участок поля, высокая маневренность.

Например, игрок, намеревающийся атаковать ворота противника, без поддержки партнеров ведет шайбу. У зоны защиты его встречают два игрока противника. Нападающий игрок правильно решает в этом случае попытаться обвести противников и бросить шайбу в ворота.

В такой же атаке ворот могут участвовать два игрока. Предоставляются большие возможности для успешной атаки ворот благодаря численному равенству игроков, но такая атака потребует согласованных действий двух хоккеистов. Игрок с шайбой теперь должен видеть действия партнера и определить его намерения. При этом игрок без шайбы может действовать двояко. Во-первых, он может «открыться», чтобы получить шайбу и атаковать ворота, для чего ему необходимо выбрать наиболее выгодное место. Во-вторых, игрок без шайбы может своим поведением отвлекать внимание противника и этим создать игроку с шайбой лучшие условия для обводки противника и атаки ворот.

Игрок с шайбой должен, понимая замысел партнера, действовать так, чтобы наиболее правильно использовать сложившуюся обстановку. Такие действия двух игроков потребуют от них хорошего тактического умения.

Вначале в занятия включают простые упражнения. Броски шайбы друг другу на месте и затем в движении помогут занимающимся освоить передачу шайбы, сообразуясь со скоростью и направлением бега партнера и расстоянием, на которое нужно послать шайбу. Такие передачи потребуют броска определенной силы в определенном направлении. Если же эти упражнения выполнять в движении, бросая шайбу между расставленных стоек, то это потребует от игрока с шайбой еще более точной и рассчитанной передачи. При этом игрок без шайбы начнет делать первые шаги в выборе места, т. е. будет «открываться» из-за стоек для получения передачи. Если это упражнение выполняют трое, то «открываются» из-за стоек сразу два игрока.



Игрок с шайбой должен будет посылать шайбу тому, кто раньше оказался на лучшей и свободной позиции. Так будет зарождаться навык в передаче шайбы с лучшим выбором адресата при наличии нескольких открытых партнеров и в быстром «открывании» всех игроков, участвующих в упражнении.

Однако не следует увлекаться действиями против макетов (стоек). По мере усвоения простых упражнений надо переходить к действиям, приближающим хоккеистов к условиям игры.

На первых занятиях занимающиеся выполняют наиболее простые игровые упражнения. Например, пять-шесть хоккеистов с одним-двумя водящими играют в квадрате. Шайбу передают свободному партнеру. Выбирая наилучшую позицию и угадывая намерения партнеров, водящий атакует игрока с шайбой, стараясь отобрать шайбу или дотронуться до нее. Выполняя это упражнение, занимающиеся приучаются к борьбе за шайбу. Водящий приобретает навык в выполнении защитных обязанностей. Водящий, дотронувшийся до шайбы, меняется ролью с игроком, совершившим ошибку. Игрока, совершившего ошибку, как бы «наказывают» за неправильные действия. Так занимающимся начинают прививать чувство ответственности за свои действия на поле.

По мере усвоения упражнение можно усложнить, поручив отбирать шайбу двум водящим.

В этом и других игровых упражнениях на первых порах не следует создавать излишних трудностей, которые будут только мешать выполнению упражнений и в какой-то мере снижать интерес к занятиям.

Например, игру в квадрате с одним-двумя водящими надо организовать так, чтобы играющие имели возможность 20—30 сек. передавать шайбу, водить игрока. Следует учитывать, что хоккеисту-новичку передавать шайбу в этом упражнении сложнее, нежели отбирать ее. Важно с первых занятий начать прививать занимающимся интерес к передаче шайбы.

Игровые упражнения и тактические комбинации должны развивать правильную творческую инициативу, тактический кругозор, повышать игровую изобретательность хоккеиста.

Обучение тактике и совершенствование в ней идет параллельно физической и технической подготовкой и находится в большой зависимости от нее.

Скорость бега по прямой и по виражам, например, определит возможность игрока выполнять комбинации, в которых нужно большое маневрирование.

Непринужденность выполнения разнообразных технических приемов, например бросков справа и слева, будет способствовать успешным действиям игрока с перемещениями и его игре на других местах в ходе состязания.

Тренер предлагает занимающимся тактические комбинации и игровые упражнения в зависимости от их технической и физической подготовленности и от того, как усвоен предыдущий материал.

Повышение скорости, маневренности и развитие выносливости позволят игроку обогатить свою тактику и выполнять разносторонние тактические задания.

Улучшение техники, освоение всего многообразия приемов будут способствовать выполнению более сложных и результативных комбинаций, разнообразить их выполнение.

При проведении занятий очень важно объяснять игроку его тактические недостатки. Одновременно тренер указывает и на правильные его действия, так как игроку подчас трудно самому разобраться в правильности или ошибочности своих тактических, действий.

Свою физическую подготовленность игрок может определить, сравнив свою скорость, маневренность, игру туловищем и т. п. с действиями партнера или противника. Такое сравнение подскажет занимающемуся, над чем ему следует особенно много поработать.

Определить степень своей технической подготовленности также не очень сложно. Например, если во время остановки шайба отходит от крючка и достается противнику, то ясно, что игрок останавливает скользящую шайбу ненадежно. Разобравшись в ошибке, занимающийся поймет, что при остановке шайбы он слишком крепко держит клюшку двумя руками и не смягчает удара шайбы о крючок за счет отведения клюшки назад. Если занимающийся к тому же хорошо разбирается теоретически в технике хоккея, то он сможет определить не только то, как усвоен им тот или иной технический прием, но также найти средства и пути для исправления недостатка и совершенствования приема.

Намного сложнее самому определить правильность принятого решения в комбинации, контролировать выполнение определенного задания в ходе соревнования и разобраться в собственных тактических ошибках после игры.

Пример из действий защитника. Один защитник остался против двух нападающих противника и атаковал их вдали от ворот. Нападающие обыграли защитника и забросили шайбу в ворота. Виноват ли защитник в данном случае? Возможно, что виноват, если он необдуманно и неправильно решил атаковать противника вдали от своих ворот, позволил обвести себя и это привело к голу. Но, может быть, здесь виновен и другой защитник или кто-либо из нападающих обороняющейся команды, не обеспечивший численное равенство в игроках, защищающих ворота.

Правильнее было бы первому защитнику отступить к своим воротам. При отступлении он имел бы возможность выбрать наиболее целесообразную позицию для отбирания шайбы, или мог рассчитывать на ошибку противника на пути к воротам, или действовать так, чтобы в какой-то мере замедлить продвижение противника и ждать помощи от партнеров. Вратарь в этом случае чувствовал бы себя увереннее.

Пример из действий нападающих. Нападающий обводил противника в средней зоне и потерял шайбу. Шайба досталась противнику, который и атаковал ворота. Попытка обвести противника привела к тому, что возникла опасность для своих ворот. Что же заставило игрока с шайбой, не уверенного в успехе, применять обводку в средней зоне? Оказывается, что все партнеры были «закрыты». Это исключало передачу шайбы и вынуждало игрока рискованно воспользоваться обводкой. В этом может быть иногда виновен не только игрок, применивший обводку, но и партнеры, не «открывшиеся» для получения передачи и этим исключившие возможность обыграть противника другим тактическим средством — передачей.



Эти примеры показывают, что самостоятельно быстро и объективно разобраться в правильности своих тактических действий игроку не всегда удается, особенно во время соревнования. Ведь неправильные тактические действия внешне бывают очень эффективны: обводка может быть красивой, но совершенно ненужной, игра туловищем — смелой, но несвоевременной. Эти ошибочные действия игрока проходят иногда и бесследно, ибо, во-первых, их может исправить партнер, так что угрозы воротам и не будет, а во-вторых, может ошибиться противник.

Поэтому на занятиях очень важны указания тренера, благодаря которым занимающиеся легче исправят подмеченные недостатки.

Без такого постоянного наблюдения игрок незаметно для себя самого может усваивать неправильные тактические навыки.

Например, защитник, отобравший шайбу, двигается с ней на ворота, применяя обводку. Ему никто не делает замечаний. Он проделывает это в одном состязании, в другом— это входит у него в привычку. Ему нравится много играть с шайбой, применяя обводку — наиболее интересный прием хоккея. Эта внешне эффективная игра особенно нравится начинающим хоккеистам; в дальнейшем она становится вредной привычкой.

Между тем такая тактика ведет к серьезным осложнениям. Ведь далеко не всегда защитник успешно пользуется обводкой, не всегда вовремя возвращается назад. Этим он ставит под угрозу безопасность своих ворот, ибо он уже не в силах выполнять свои основные игровые обязанности — защищать подступы к воротам. Одновременно и действия нападающих атакующих игроков ущемляются из-за того, что защитник злоупотребляет индивидуальной игрой.

Поэтому тактическую подготовку нужно вести так, чтобы игрок владел правильными навыками игры и точно соблюдал свои основные игровые обязанности.

Цель индивидуальной тактической подготовки состоит в том, чтобы обнаружить и развить у хоккеиста уже имеющиеся тактические качества, привить новые, применительно к его индивидуальным особенностям, исправить имеющиеся тактические недостатки в его игре.

Например, в команду пришел игрок, злоупотребляющий индивидуальными действиями. Его излюбленный тактический прием — обводка — идет в ущерб коллективной игре команды.

Вначале тренер объясняет такому игроку на примерах, в каких случаях следует применять передачу, а в каких — обводку, рассказывает о преимуществах передачи перед обводкой и т. д.

Далее тренер дает ему упражнения, способствующие выполнению точных и неожиданных передач, вначале на месте, затем в движении, сначала в медленном темпе, затем в быстром. Упражнения усложняются выполнением передач шайбы в два или одно касание.

Игрок должен беспрерывно находиться в движении и выбирать место, т. е. «открываться». Затем переходят к групповым упражнениям, ставя непременное условие — действовать коллективно. Приобретенные навыки закрепляются в игре на двое ворот.

Одновременно совершенствуют и обводку. Тренер следит за тем, чтобы развить у игрока хорошую маневренность, скорость, разучить и совершенствовать другие приемы обводки в сочетании с обманными движениями клюшкой и туловищем.

Так учат хоккеиста играть тактически правильно, с использованием имеющихся качеств и навыков, исправляя недостатки в ходе обучения и тренировки.

Различные упражнения должны повышать тактические знания игрока, воспитывать у него изобретательность, развивать творческую инициативу.

Например, тренировка трех игроков в квадрате против одного водящего с игрой в одно (два) касание развивает у водящего сообразительность, умение улавливать намерения игрока с шайбой, предугадывать последующие действия игроков, правильно выбирать позицию, отнимать шайбу.

Три других игрока в этом упражнении совершенствуют точность и неожиданность передач, учатся выбирать место, т. е. «открываться», чтобы получить передачу, учатся угадывать замыслы партнеров и ориентироваться.

Игровыми упражнениями нужно воспитывать у хоккеиста творческую инициативу, самостоятельность, сообразительность, умение мгновенно оценивать меняющуюся обстановку игры, понимать свои тактические задачи в различных тактических комбинациях и самой игре.