Обучение технике игры и тренировка

Хоккеисту очень важно хорошо кататься на коньках. Надо уметь бегать по прямой и непринужденно выполнять различные повороты, торможения, освоить бег спиной вперед. Спортсмен, овладевший техникой бега, может в дальнейшем быстро осваивать и совершенствовать технические приемы с шайбой и тактику игры.

Для этого с первых занятий следует вводить упражнения, способствующие совершенствованию техники бега на коньках: различные игровые упражнения в виде эстафет, салочек, бега с преодолением препятствий (например, бега между стоек с преодолением невысокого бортика).

Прививая на занятиях правильный навык по технике бега, следует занимающимся рекомендовать больше самостоятельно кататься на коньках.

Одновременно с освоением техники бега с первого же занятия начинают обучение техническим приемам игры с шайбой. Занимающимся важно с первого занятия правильно держать клюшку. После того как преподаватель показал и рассказал, как надо правильно держать клюшку, занимающиеся, стоя на месте, пробуют держать клюшку в различных положениях: крючок клюшки слева, справа, впереди игрока, в ногах и т. д. Далее все это проделывается в движении.

Особенное внимание с первого дня уделяют положению крючка, нижняя плоскость которого должна прилегать ко льду.

Вначале игроки испытывают некоторое неудобство в беге на коньках, так как руки, держащие клюшку, выключены из привычного ритма движения. Поэтому занимающимся рекомендуют держать клюшку легко, непринужденно, чтобы она вместе с туловищем способствовала свободному, несколько покачивающемуся движению игрока на коньках.



При обучении необходимо учитывать индивидуальные особенности игроков; надо подобрать игроку удобную клюшку по длине и по углу крючка.

Обучать технике хоккея начинают с ведения шайбы легкими ударами крючка справа, слева. Вначале показывают прием в целом и объясняют его в общих чертах, затем дают возможность занимающимся попробовать выполнить ведение. После подробного объяснения приема преподаватель выполняет его несколько раз, после чего занимающиеся приступают к обучению ведению шайбы. Во время занятий преподаватель уточняет характер движения, рассказывает об отдельных деталях, показывает их, например, как во время ведения шайбы изменяется положение руки, держащей клюшку за палку, и т. д. В качестве наиболее простого упражнения, помогающего быстро освоить прием, можно использовать толчки шайбы вправо, влево, крючком клюшки, стоя на месте. В этом упражнении одни занимающиеся вначале будут поднимать конец крючка и шайба будет проскальзывать под ним; другие будут толкать чересчур поспешно и сильно и из-за этого опоздают перенести крючок через шайбу и ударить по ней с другой стороны, т. е. они будут нарушать ритм движений. По мере того как занимающиеся будут осваивать этот прием, их начинают обучать ведению шайбы в движении — сначала по прямой, затем по кругу.

При этом главное внимание обращают на технику выполнения приема. Если какая-то часть приема не получается, необходимо изучать ее изолированно, в менее сложных условиях. Если прием усвоен, его начинают усложнять: игрок ведет шайбу в различных направлениях, с остановками, ускорениями, обводкой стоек и т. д.

Одновременно занимающихся обучают броскам шайбы и остановкам ее. Полезнее всего начинать обучение с броска слева и остановки скользящей шайбы крючком.

Наилучший метод обучения — индивидуальный, при котором занимающийся изучает эти приемы самостоятельно, например бросает шайбу о борт с места и затем отскочившую шайбу останавливает.

Во время обучения броску главное внимание уделяют технике выполнения: месту и степени соприкосновения шайбы с крючком, активной работе туловища и рук, создающих маховое движение, энергичной работе кистями в заключение броска. При остановках особое внимание обращают на то, чтобы заблаговременно занять наиболее удобную стойку и смягчить силу удара о крючок.

Очень внимательно надо следить за тем, как занимающиеся выполняют бросок и остановку шайбы. Здесь так же, как и в обучении другим техническим приемам, разбирают отдельно те детали движения, которые не получаются. Например, игрок в конце броска не держит клюшку крепко кистями, не может уловить переход от свободного держания клюшки в начале движения к крепкому в тот момент, когда шайба сходит с крючка. Поэтому правильный бросок у него не получается. В этом случае игроку предлагают проделать без шайбы движения заключительной части броска, добиваясь крепкого держания клюшки. Затем хоккеист проделывает заключительную часть броска с шайбой, которая находится впереди него. По мере освоения этого движения занимающийся начинает выполнять бросок в целом.

У начинающих хоккеистов бросок может не получаться, если, например, крючок клюшки нижней плоскостью не будет прилегать ко льду, особенно той частью, которая соприкасается с шайбой, поэтому шайба может проскользнуть под крючком; или не получается одновременного движения клюшки на себя и в сторону цели, поэтому шайбе не придается вращательного движения, что усложнит отделение ее от льда и повлияет на точность выполнения приема.

Наблюдаются ошибки и при изучении остановки шайбы. Например, если игрок, останавливая шайбу клюшкой, не будет всей нижней плоскостью крючка касаться льда, шайба может проскользнуть под крючком; или неумение своевременно, в момент соприкосновения шайбы с крючком, отвести клюшку (или свободно держать клюшку, если бросок не сильный) и этим смягчить удар шайбы о крючок приведет к тому, что шайба будет отскакивать от крючка.

Умение определить недостатки в выполнении приема и найти нужные для исправления этих недостатков упражнения, поможет хоккеистам совместно с тренером быстро исправить ошибку и освоить прием. Индивидуальный подход к занимающимся помогает быстрее уловить основные недостатки в деталях броска и остановках шайбы.

По мере освоения броски выполняют в парах, группах, шайбу бросают и останавливают не только с места, но и в движении, начинают изучать, помимо бросков слева и справа, и остальные технические приемы.



В обучении используют элементы соревнования — проводят эстафеты, а также игровые упражнения. Такие соревнования повышают у занимающихся интерес, оживляют занятия и помогают быстрее и лучше освоить приемы игры. Например, эстафета с ведением шайбы по кругу и с последующим броском в ворота (или в цель), или упражнение, в котором 3—4 игрока передают шайбу друг другу, обыгрывая водящего, вызывают интерес, повышают ответственность за свои действия и одновременно помогают приобрести игровые навыки.

Затем занятия носят уже тренировочный характер.

Тренировка занимает важное место в учебно-тренировочной работе хоккейной команды. Она способствует постоянному всестороннему совершенствованию хоккеиста с помощью различных средств: физических и игровых упражнений, специальных упражнений по технике и тактике, двусторонних игр, соревнований. Практические занятия дополняются теоретическими.

Тренировка непосредственно продолжает процесс обучения хоккеиста, хотя с начало  тренировки игрока продолжают обучать всему разнообразию не освоенных полностью приемов хоккея.

Чтобы повышать уровень игры, хоккеисту необходимо регулярно и настойчиво тренироваться. Это позволяет правильно и быстро выправлять недостатки и добиваться совершенства в выполнении технических приемов.

Совершенствование техники выполнения приемов ведется вначале изолированно от игры, а затем в игровых упражнениях, двусторонних играх и самих соревнованиях. На занятиях большое внимание уделяют совершенствованию бросков шайбы, добиваясь точности, неожиданности, силы, выполняя из различных игровых положений.

В ведении шайбы добиваются надежного контроля за ней в сочетании с хорошей ориентировкой на поле и быстрым бегом на коньках.

Останавливать шайбу необходимо с минимальной затратой времени и внимания, причем следует учитывать свои дальнейшие действия.

Броски, ведение и остановку шайбы совершенствуют в сочетании с обманными движениями туловищем и клюшкой.

До начала практических занятий занимающихся следует ознакомить с основными правилами игры: числом игроков и распределением ролей в команде, целью игры, значением зон, в каких случаях судья останавливает игру, и т. п. Далее во время обучения все правила усваиваются на практике, одновременно с игрой.

Показ приемов и расположение обучающихся для выполнения упражнений зависят от характера изучаемого технического приема, количества занимающихся, величины ледяной площадки, числа имеющихся шайб и тренировочного оборудования.

Например, чтобы провести упражнение в бросках шайбы в парах, пары занимающихся располагаются по ширине площадки на таком расстоянии одна от другой, чтобы шайба не попала в соседей. Если же пары расставить по длине площадки, то игроку, не остановившему шайбы, придется бегать за ней к лицевому борту, и он сможет меньшее число раз повторить данный прием. Разучивать остановку летящей шайбы правильнее у борта, а не на середине поля, это позволит игроку быстрее овладеть шайбой, если он не смог остановить ее.

Совершенствуя технический прием, игрок одновременно решает в какой-то мере и тактическую задачу, так как техника и тактика органически связаны между собой самим содержанием игры. Этому способствуют и многие тренировочные упражнения, которые, правда в разной степени, являются одновременно упражнениями и для совершенствования техники и тактики хоккея.