Овладевайте техникой!

Спортивная техника — это способ выполнения легкоатлетических упражнений: спортивной ходьбы, бега, прыжков и метаний. Но техника может быть плохая и хорошая. Постарайтесь овладеть совершенной техникой. Чем лучше техника спортсмена, тем рациональнее и эффективнее его движения, тем выше спортивный результат. Хорошо, если вам будет помогать тренер или товарищ, овладевший техникой. Но научиться можно и самостоятельно.
Журнал «Легкая атлетика» регулярно помещает кинограммы  сильнейших легкоатлетов. Знакомясь с ними, вам надо научиться выполнять упражнения подобным образом. Но не старайтесь сразу овладеть такой техникой по принципу «а вдруг получится». Так можно наделать много ошибок.
Прежде всего вы должны создать у себя отчетливое представление о тех движениях, которые вам предстоит освоить. От этого, как справедливо утверждают тренеры, психологи и физиологи, прежде всего зависит правильность выполнения требуемых движений. Естественно, что простые движения легче понять и запомнить. Если вы увидите на экране телевизора как метает диск Фаина Мельник, наша мировая рекордсменка, или прыгает тройным Виктор Санеев, то сможете ли, закрыв глаза, мысленно представить их движения достаточно точно? Наверное, нет. С первого раза запомнить их не удастся. Закройте глаза и представьте себе умозрительно картину изучаемой вами техники барьерного бега: «Вы стремительно начинаете бег с низкого старта и, набирая скорость, атакуете первый барьер словно распластавшись в «шпагате». Мгновенным движением вы шагаете ногой за барьер, а другую ногу, сгибая в колене и отводя в сторону, переносите через препятствие и сразу же продолжаете бег между барьерами». А бег этот происходит в особом ритме, и надо еще не забыть сильно наклонить туловище в момент «атаки» барьера, сделать правильные движения руками и, что очень трудно, преодолеть препятствие по возможно низкой траектории полета.
Вы уже почувствовали, что все эти движения сразу и не представишь себе и тем более не запомнишь, а значит, и не выполнишь. Вот почему для быстрого и правильного освоения техники бега, прыжка или метания недостаточно лишь поглядеть раз-другой на кинограмму. Ее надо внимательно изучать, анализируя движения отдельных частей тела, стараясь понять назначение каждого действия: сгибания опорной ноги, широкой амплитуды маха, быстрого изменения положения рук и многих других. При анализе кинограммы вам поможет построение (с помощью линейки, транспортира и карандаша) углов отталкивания, направлений движения отдельных частей тела, траектории полета и т. п. Чем глубже вы вникаете в суть изучаемой техники, тем ярче и правильнее создастся у вас представление о ней. И всякий раз, глядя на кинограмму, воображайте, что вы бежите, прыгаете, метаете вместе со спортсменом.
Это очень и очень важно, потому что с мысленного выполнения начинается образование сложной системы нервных процессов, обеспечивающих на практике умение координировать движения, а затем в результате повторений прочно закрепить их. Очень помогут самообучению и ваши наблюдения за техникой движений опытных спортсменов на соревновании, тренировке и экране телевизора.
При наблюдении за легкоатлетами, хорошо владеющими изучаемой вами техникой, не стойте слишком близко. Лучше всего — на расстоянии 15—20 м от них. Тогда движения как бы замедляются и вам будет легче понять, что и как делает спортсмен. Смотреть тоже надо уметь. Сначала сконцентрируйте внимание на целостной картине выполнения упражнения, а потом присматривайтесь к отдельным движениям. Например, вы наблюдаете за прыжками в длину. Достаточно внимательно посмотреть на 2— 3 прыжка, чтобы получить общее представление о всей картине разбега и прыжка. А потом обратите внимание на то, что раньше не попало в сферу вашего внимания, что было не ясно, не удалось запомнить. Допустим, вы захотели отчетливо увидеть, как прыгун ставит стопу на месте толчка. Сосредоточьте внимание на этом мимолетном движении и запомните его. Интересно, что таким методом часто удается понять и запомнить наблюдаемое движение с первого раза (тем более если вы к этому подготовлены предварительной работой с кинограммой).
Помогут вам и кинокольцовки, запечатлевшие образцовое выполнение техники вашего вида легкой атлетики. Просматривая их, останавливайте ленту в интересующем вас месте, замедляйте ее движение. Иногда элемент техники лучше воспринимается при обратном прокручивании ленты. Обязательно используйте еще один метод самообучения. Наблюдая, мысленно выполняйте вместе со спортсменом все его движения. Например, если вы учитесь прыгать с шестом и вам посчастливится присутствовать на соревновании с участием отлично подготовленного спортсмена, то непременно воспользуйтесь этим методом. Встаньте (мысленно, конечно) вместе с ним в исходное положение в начале разбега, «держите» шест, как он, и так же, как он, сконцентрируйте свое внимание на выполнении прыжка. Забудьте все на свете: впереди только дорожка, в конце ее стойки и планка. Постарайтесь «воплотиться» в этого спортсмена, почувствовать себя готовящимся к прыжку. Вот прыгун поднял шест. Сейчас он начнет разбег. Не медлите. Это не он, а вы все быстрее и быстрее мчитесь по дорожке, попадаете левой ногой на контрольную отметку и, переведя шест в упор, сильно отталкиваетесь, бросаясь грудью вперед, и переходите в вис. Шест упруго изгибается, и вы, откидываясь назад, выносите вверх ноги. Еще мгновение — и вы стремительно взлетаете вверх, переходите через планку и благополучно приземляетесь. Сразу же измерьте у себя пульс. Вы удивлены — частота сердечных сокращений выше нормальной! Так и должно быть. Давно известно, что при мысленном выполнении движений в организме протекают те же физиологические процессы (правда, в очень слабой форме), что и при фактическом выполнении.
Чем чаще вы будете мысленно повторять новое для вас упражнение, тем эффективнее будут «запоминать» данную координацию движений соответствующие центры головного мозга. Известно, что мысленным повторением можно научиться выполнять даже такое сложное упражнение, как сальто.
Наблюдение за изучаемой вами техникой на тренировке, соревновании и на экране, мысленное повторение движений создадут у вас яркое, отчетливое и правильное двигательное представление. Возможно, на это уйдет несколько дней, но вы приобретете основу для овладения совершенной техникой.
В этот промежуток времени проверьте свою подвижность в суставах (гибкость) в тех движениях, которые вам придется выполнять. Амплитуда движений должна быть несколько большей, чем потребуется. Если гибкости не хватает, то вы не сможете правильно выполнить упражнение. В таком случае надо срочно заняться ее развитием.
Если же гибкость развита достаточно хорошо, можно приступать к воплощению двигательного представления в реальные движения. Только практическими упражнениями можно достичь наибольшей слаженности всех процессов и функций организма.
Для облегчения начального обучения снижают высоту препятствий, укорачивают длину разбега, уменьшают вес снарядов, упрощают координацию движений. 2—3 занятий вполне достаточно, чтобы приобрести умение выполнять упражнения в более или менее упрощенном виде. Потом в 6—12 занятиях постарайтесь научиться выполнять все движения приблизительно так, как это показано на кинограммах сильнейших. По трудности техника движений не одинакова в разных видах легкой атлетики. Поэтому естественно, что и время освоения техники не одинаково. Пока еще вы будете совершать ошибки в движениях, но самое главное для вас — овладеть правильной основой техники данного вида. В беге — это свободный размашистый шаг, в барьерном беге — быстрое преодоление препятствий, в прыжках в высоту и длину — стремительное отталкивание с неполного разбега и правильные движения в полетной фазе, в тройном прыжке — ритмичное выполнение трех удлиненных полетных фаз, в прыжке с шестом — использование разбега для преодоления малой высоты, в метаниях (с места и с шага) — эффективное приложение на длинном пути усилий к снаряду.
Приобретенное умение правильно выполнять изучаемые движения не стойко. Оно исчезает после нескольких недель перерыва. Чтобы его закрепить, есть только один путь — многократное повторение в сочетании с построением специального фундамента. Сотни и тысячи повторений избранного вами вида легкой атлетики (со средней интенсивностью) и специальные упражнения позволят вам не только повысить функциональные возможности вашего организма, но и совершенствоваться в технике. 1—2 раза в неделю выполняйте упражнения с большими и максимальными усилиями. Летом делайте это чаще. Но и тогда, совершенствуясь в технике, не забывайте выполнять упражнения со средней интенсивностью.