Виктор Жданович (фехтование)

Виктор ЖдановичЖданович Виктор (1938). «Буревестник». Начал занятия фехтованием в 1953 г. в Ленинградском Дворце пионеров. Тренер — В. И. Федоров. Звание мастера спорта присвоено в 1957 г., заслуженного мастера спорта— в 1960 г. На чемпионате страны первого успеха добился в 1958 г., заняв 3-е место в фехтовании на рапирах, в 1959 г. стал чемпионом II летней Спартакиады народов СССР. Четырехкратный чемпион мира (1959— 1963 гг.) в командном первенстве по фехтованию на рапире. На Играх-60, одержав в финале семь побед, первым из советских фехтовальщиков стал обладателем золотой медали; тогда же был награжден второй золотой медалью за победу в командных соревнованиях. На Играх-64 получил третью золотую медаль за победу в командном первенстве.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

На Олимпийских играх в Хельсинки и Мельбурне советские фехтовальщики добивались «бронзового» успеха только в соревнованиях саблистов. А остальные виды оружия не приносили им ни одного очка в неофициальном командном зачете. Они выступали в роли прилежных учеников французов, итальянцев, венгров.
1960 год оказался переломным. Нашелся «дерзкий русский», который покусился на медаль самой высшей пробы и смог добыть ее.
19-летним юношей он ездил еще в Мельбурн, но лавров не завоевал. Прошло лишь три года, и Виктор сделал «дубль» на крупнейших соревнованиях всесоюзного масштаба, став чемпионом II Спартакиады народов СССР и обладателем Кубка СССР. В этом же 1959 году он впервые завоевал золотую медаль чемпиона мира в командном зачете — вместе с М. Мидлером и Ю. Рудовым. Однако взять олимпийскую высоту — все равно что покорить Джомолунгму, высочайший пик планеты.
Римский дворец конгрессов, отданный в распоряжение фехтовальщиков, стал местом рождения первого советского олимпийского чемпиона в фехтовании на рапирах. Были у представителей этого вида спорта потом и более блистательные триумфы, когда на первенстве мира они получали все золотые медали и в личном, и л командном зачетах. Но не было победы более запоминающейся.
В тот день символичным оказалось все. И то, что утром под палящим солнцем олимпийским чемпионом стал наш велосипедист Виктор Капитонов. И то, что второй Виктор (имя это, как вы знаете, само означает «победитель») — ленинградец Жданович фехтовал с ка-кой-то фантастической красотой и уверенностью и одержал в финале семь побед из семи возможных.
Нет, драматизм в том спектакле, что разыгрывался под сводами дворца, был. Например, в шестой встрече, когда Виктор поверг уже пятерых соперников. Достаточно было ему выиграть бой у англичанина Б. Хоскинса — и золотая награда доставалась досрочно. Ленинградец первым нанес укол, поведя в счете. Потом довел счет до 2 : 0 в свою пользу. И тут допустил тактическую ошибку — решил излишне не рисковать. Этим воспользовался соперник. Следуют два выпада, и счет равный — 2:2.
Итальянцы большие любители и ценители фехтования. Что творилось в зале! Как бушевали страсти! С одной стороны, «этот русский» уже полюбился многим. С другой, какой болельщик не ждет сенсации, не надеется на то, что фаворит проиграет?
Соперники вновь обмениваются уколами. Вначале успеха добивается наш спортсмен, затем — англичанин. Но это была кульминация боя. Виктор Жданович смог еще дважды «пронзить» Хоскинса и вписать в таблицу решающую шестую победу.
Уже в ранге олимпийского чемпиона провел он еще один принципиальный поединок. Против него на дорожке был чемпион Хельсинкской и Мельбурнской олимпиад француз Кристиан д'Ориоля. Это был не только спор чемпиона уходящего и чемпиона нынешнего. Встречались представители двух школ — классической, французской, многие из воспитанников которой в «штыки» встретили появление в соревнованиях рапиристов электрофиксаторов, якобы обедняющих арсенал бойцов, и советской, творчески переработавшей достижения французов, итальянцев, венгров — бывших законодателей мод.
Жданович своей манерой боя утверждал, что и в новых условиях на дорожке открыто широкое поле для творчества, а введение технических средств лишь помогает снизить элемент субъективности в оценках судей «на глазок», когда на спортсмена зачастую работало не только его мастерство, но и заработанные ранее титулы. И он выиграл этот «бой за Олимп» со счетом 5 : 3.
Через день Виктор Жданович вновь вышел на дорожку, на этот раз в командном турнире, и вместе с Ю. Сисикиным, М. Мидлером, Г. Свешниковым и Ю. Рудовым завоевал вторую золотую медаль Олимпиады. Наша сборная разгромила сборные Японии (15:1), Бельгии (9:1), с заметным перевесом опередила поляков (9:6), а в полуфинале очень легко одолела Объединенную германскую команду (9:3), выбившую перед этим из борьбы французов. В финале сборная СССР выиграла у итальянцев со счетом 9 : 4, и четыре победы в четырех встречах принес ей Виктор Жданович!
Есть в Москве на Центральном стадионе имени В. И. Ленина в Лужниках Музей спорта. Наверное, рядом с кубками, которые хранятся здесь как свидетели самых выдающихся побед наших команд и спортсменов на крупнейших международных соревнованиях, следовало бы поместить и рапиру Виктора Ждановича. Однако это невозможно сделать даже при согласии олимпийского чемпиона. Почему? «Золотая рапира»... пропала. В самый торжественный момент, когда ему вручали золотую олимпийскую медаль. Было так много поздравляющих, так много радости, что он забыл о своем оружии. Видно, кто-то из самых горячих поклонников фехтования решил «позаимствовать» этот сувенир для своего домашнего музея...
Но дальнейшие события показали, что дело не в «золотой рапире». Еще четыре года подряд были непобедимыми в командных соревнованиях советские рапиристы. И в этой «золотой сборной» неизменно находился ленинградец Виктор Жданович.
XVIII Олимпийские игры в Токио принесли нашим рапиристам еще одну золотую медаль в командном зачете. И вновь мы встречаем знакомые имена: Мидлер, Свешников, Сисикин, Жданович. Правда, справедливости ради стоит упомянуть, что на этот раз в полуфинальном матче с французами и в финале — с поляками Виктор не принес команде ни одного очка. Но, как говорят, долг платежом красен: даже само его присутствие вселяло в товарищей веру в победу. Он был их «золотым талисманом».