Изготовление парусов

В отличие от яхтсменов, использующих фирменные паруса, сшитые на верфи, туристы, как правило, самостоятельно подбирают материал, проектируют и изготавливают парусное вооружение. Даже владельцы швертбота «Мева» часто устраивают дома швейную мастерскую, ремонтируя и подгоняя паруса.

Качество парусов во многом зависит от свойств ткани. Вспомогательные паруса, работающие в основном при попутном ветре, менее требовательны к качеству ткани, чем лавировочные, но и для них нужна достаточно прочная, непродуваемая материя. Ткань со слабой набивкой нитей частично пропускает ветер, чем снижает эффективность паруса. Для шитья вспомогательных парусов туристы применяют легкие плотные ткани типа перкаль, тик, плащевой материал, полиэтиленовую пленку.

Материал лавировочных парусов, кроме прочности и непродуваемости, должен иметь минимальную шероховатость поверхности и не вытягиваться под действием длительных ветровых нагрузок. Хорошие лавировочные паруса шьются из хлопчатобумажной ткани «Проба», каландрованного лавсана, дакрона. Удовлетворительное качество дают ткани «Палатка», «Плащ-палатка», плотный плащевой материал. Интересные результаты получены при испытании парусов из тонкой лавсановой пленки.

Малые размеры паруса для разборных судов позволяют шить и подгонять его в домашних условиях. Ниже описаны основные этапы изготовления парусов.

1.       В удобном масштабе изображают общий вид лодки с избранным парусным вооружением. По чертежу определяют основные габариты парусов. В проекте следует учесть, что центр парусности должен быть расположен на 15—20 см впереди геометрического центра шверта, установленного на своем штатном месте.

2.       Разрабатывается рабочий чертеж парусов, учитывающий особенности их раскроя. На рис. 23 представлен вариант раскроя грота и стакселя для бермудского вооружения. Принцип раскроя состоит в том, чтобы с помощью закладок в швах и кривизны шкаторин придать наполненному ветром парусу правильный аэродинамический профиль. Следует иметь в виду, что пузо грота, полученное за счет кривизны шкаторин, можно регулировать изгибом рангоута, а пузо, полученное за счет закладок, является более постоянным.


Рис. 23. Раскрой парусов

3.       По рабочему чертежу из материала выкраивают полотнища паруса. Известно, что тканый материал наименее податлив на растяжение в продольном и поперечном направлениях полотна (по основе и утку). Поэтому полотнища при раскрое располагают перпендикулярно наибольшим усилиям, действующим на парус, т. е. перпендикулярно задней шкаторине.

4.       Скроенные полотнища сметывают и сшивают. Швы сметывают, закалывая материю булавками через 15— 20 см. Закладки, предусмотренные раскроем паруса, учитывают при сметывании в виде линейно расширяющихся к шкаторинам швов. Каждый шов прошивают на машинке два раза по краям полотнищ швом «зигзаг». При необходимости усилить парусный материал на полотнищах параллельно основным швам делают дополнительные фальшшвы.

5.       Сшитое полотно паруса расстилают на полу и размечают переднюю, заднюю и нижнюю шкаторины. Задняя шкаторина грота, образованная отрезками прямых линий между латами, сметывается одновременно с лат-карманами. К передней и нижней шкаторинам приметывают лик-трос или рукав, в зависимости от способа крепления паруса к рангоуту.

6.       Для проверки качества паруса в домашних условиях его укрепляют горизонтально навесу на штатном рангоуте. При этом парус провисает под собственным весом, что позволяет легко контролировать и исправлять его профиль. Для имитации ветрового давления на ткань можно равномерно разложить по поверхности грузы (газеты, журналы и т. п.). При замерах профиля паруса между передней и задней шкаторинами горизонтально натягивают нить, от которой отсчитывают глубину пуза паруса. Наибольшая глубина пуза должна располагаться на расстоянии, равном 35—40% ширины паруса от передней шкаторины, и составлять 9—12% этой ширины. Одновременно с замером глубины пуза необходимо проверить плавность профиля паруса и отсутствие морщин на материале. Дефекты устраняют переделкой швов и корректировкой шкаторин.

7.       Выверенный парус окончательно прошивают на машинке. Одновременно, для усиления паруса, по углам пришивают боуты. Для крепления лик-троса к парусу край шкаторины подгибают на 2—3 см и прошивают. В полученный рукав пропускают лик-трос и закрепляют его в нескольких местах.

Более подробно о шитье парусов можно узнать из специальной литературы (Коровельский Д. Как самому сшить парус. «Катера и яхты», 1964, № 3; Говард-Вильямс Дж. Паруса. «Катера и яхты», 1979, № 78, 79, 81, 82).

При изготовлении паруса из лавсановой пленки толщиной 30—60 мкм, полосы материала склеивают широкой липкой лавсановой лентой. При ликовке такого паруса предварительно, во избежание порывов пленки в месте ниточного шва, на край шкаторины наклеивают полосу лейкопластыря, а затем пришивают рукав ликтроса.