Как управлять яхтой

Я люблю швертботы

Несколько лет я командовал Тихоокеанским флотом, а в 1965 году вернулся в Ленинград и принял должность начальника Военно-морской академии. Чуть ли не на второй день после приезда я уже был в яхт-клубе Ленинградской военно-морской базы. Его еще в начале пятидесятых годов создал И. Г. Карпов, отличный моряк и парусник.

Клуб ЛВМБ размещался на Васильевском острове в удобном ковше, на месте некогда бывшего здесь Невского яхт-клуба. В тот год начальником клуба стал заслуженный мастер спорта капитан 2-го ранга И. П. Матвеев. Помощниками у него были прекрасные моряки М. Ф. Егоров и Н. Е. Астратов. Эти военные яхтсмены немало сделали для развертывания спортивной деятельности молодого яхт-клуба.

Я осмотрел яхты и с удовольствием отметил, что швертбот «Руслан», на котором плавал еще во второй половине сороковых годов, находится в целости и сохранности. И вновь «Руслан» стал моей любимой яхтой. Немало миль прошел я на этом швертботе, имя которого напоминало мне детство.

Меня часто спрашивали, почему я избрал именно швертбот. Ведь были же в клубе и прекрасные килевые яхты. Швертбот я выбрал потому, что ходить на нем интереснее. «Руслан» немедленно реагировал на малейшее дуновение ветра. Бывало, большие яхты еще штилеют, паруса безжизненно висят, на море еще и ряби нет, а мой швертбот уже тихо скрипнул, будто шепнул что-то через блочки такелажа парусам, и плавно заскользил по зеркальной поверхности моря.

Занятый службой, я мог выделить для спорта, как и многие яхтсмены, только выходные дни. Хотелось не только ходить под парусом, но и высадиться где-нибудь в бухточке. Для килевых яхт в Невской губе почти не было хороших стоянок, а для швертбота немило уютных, укрытых уголков для стоянки и ночевки. Да к тому же «Маркизова лужа»  — моя родина, мое детство. Тянуло меня к ее камышам и бухточкам... Но все это недоступно килевым яхтам-красавицам из-за их значительной осадки. Словом, по морю должен быть и корабль...

Добавлю, что швертбот требует от яхтсмена особой наблюдательности, бдительности и собранности. А я люблю в парусном спорте чувство напряженности...

На швертботе также легче изучать, осваивать район с малыми глубинами. Вы как бы ближе к воде, сливаетесь с облаками и тучами, с ветром, волною и потому быстрее и правильнее чувствуете перемену в погоде. Вот почему я всегда плавал на швертботе, хотя, конечно, не раз ходил в чудесные плавания на больших килевых яхтах.

Небезынтересна история швертботов. Маленькие голландские плоскодонные парусные суда в XVI веке и яхты «Невского флота» Петра Великого по бортам носили «шверцы», то есть доски, поднимавшиеся и опускавшиеся с борта. Это был прообраз современного шверта, но корпус яхт не имел прорези в своем киле, а потому и швертового колодца. Швертботами такие яхты называться еще не могли.

Первый в мире швертбот, или, иначе говоря, яхту с опускаемым через прорезь в киле швертом, построили в Бостоне в 1771 году. Швертботы быстро получили признание любителей паруса, число их стало расти. На гонках они соперничали с килевыми яхтами и первое время побеждали.

В 1844 году американский конструктор Левингстон построил яхту «Мария», очень большую и широкую, совершенно плоскодонную, с двумя швертами, установленными в диаметральной плоскости. Носовой шверт, залитый свинцом, опускался на шесть метров. Яхта имела вооружение шлюпа — колоссальный грот и стаксель, с общей площадью парусов более ста квадратных метров. «Мария» развивала скорость до семнадцати узлов и на гонках побеждала килевые яхты. Но однажды на гонках при сильном волнении и ветре победу завоевали килевые яхты даже с меньшей парусностью. После этого интерес к таким большим швертботам быстро пропал, и их стали строить уже со значительно меньшим водоизмещением и площадью парусов.

В России небольшие швертботы появились после 1860 года, в Императорском петербургском яхт-клубе.

Швертботы достаточно мореходны при умелом управлении. Так, еще в 1890 году маленький швертбот «Русалка» с парусами площадью в 11 квадратных метров благополучно совершил переход из Выборга в Петербург, пройдя около ста миль, а в 1908 году небольшой швертбот «Фиа» перешел из Порккала-Удд в Петербург, пройдя шхерами и морем 185 миль.

Страницы: 1 2 3 4 5