Как ходить по створам

Иногда на яхте приходится лавировать на створе, указывающем путь через обширный плес. Близко к створу могут находиться подводные банки. В этом случае нельзя идти «на глазок» — можно сесть на камни. Необходимо лавировать между ограничительными пеленгами на створный знак как слева, так и справа от генерального курса. Ограничительные пеленги нужно выбрать по карте таким образом, чтобы они исключали возможность лавировки среди навигационных опасностей.

Используя компас, можно лавировать, отклоняясь от створа в пределах ограничительных пеленгов.

Створы в шхерах имеют особенности. На островках створы часто устанавливаются в специально вырубленных просеках. Такие створы открываются в последний момент. Если задержаться с поворотом хотя бы на минуту, яхта проскочит створ и может оказаться на камнях. В том случае, когда створы открываются последовательно — вначале нижний знак, а затем верхний,— следует идти самым малым ходом. Поворот на створе следует начинать с учетом радиуса циркуляции яхты, не доходя до створной линии, чтобы не проскочить ее.

Створ необходимо проверять по компасу. Однажды я шел на яхте по Транзундскому фарватеру, а за нами — еще две яхты. Первые три створа мы миновали благополучно. Настало время ложиться на створ, обозначенный двумя белыми пятнами на больших валунах. Не знаю, каким составом в те годы наносились эти пятна, но соленая вода и доекди смыли нижнее пятно знака, а чайки «сделали» белое пятно рядом, на другом камне. Я лег на «створ», и яхта с ходу села на каменную гряду,— осадку мы имели почти два метра. К счастью, сели «удачно» — удалось быстро сойти с камней, а ведь могло быть и хуже... Аварии могло не случиться, если бы я снял пеленг створа с карты и проверил его по компасу.

И еще один случай. В 1965 году пять яхт, находившихся в совместном плавании, входили в бухту Дубковую. Вход в эту бухту прямой и имеет створные знаки, но узок и лежит между двух каменных подводных гряд. Яхты шли фордевинд при ветре четыре-пять баллов. Верхний створный знак все увидели, а нижний никто не обнаружил. Тогда командир головной яхты М. П. Антонов лег на створ по компасу на верхний знак, сняв пеленг створа с карты. Все яхты благополучно вошли в бухту. Оказалось, что деревянный нижний знак был кем-то сожжен.