Конструкция тримарана

Одним из путей создания безопасного быстроходного парусного судна будет переоборудование обычной байдарки в парусный тримаран. Особое внимание при модернизации байдарки уделяется соответствию парусности судна его остойчивости (объему поплавков тримарана). Это соответствие должно удовлетворять рекомендациям Главной навигационно-технической инспекции по маломерному флоту при ЦС ОСВОД РСФСР для определения допустимой площади парусов байдарок. В табл. 2 приведена рекомендованная площадь парусности в зависимости от объема поплавков, установленных на расстоянии 1 м от оси лодки.

Таблица 2
Тип байдарки Рекомендуемые площади парусов, м2, при вместимости одного поплавка, л
0 25 50 75 100
«Салют-4,7»
2,5
4
6
7,0
9,0
«Салют-5,2» 3,5 5 6 7,5 9,5


Рис. 35. Конструкция тримарана

Удачный вариант тримарана (рис. 35) на основе байдарки «Салют-5,2» разработал турист-водник С. Звонков. На полных курсах это судно развивает скорость до 15 км/час, а средняя скорость в походе составляет около 4 км/час. Тримаран вооружен бермудским шлюпом площадью 7 м2. Грот крепится к мачте (2) и гику (5) посредством лик-паза (3) и имеет гик-оттяжку (15), устраняющую скручивание паруса на полных курсах. Поворотная мачта ставится в специальном гнезде (10) на передней поперечной балке (14) и удерживается парой вант (7), штагом (1) и ахтерштагом (б), идущими с топа мачты. Дополнительно мачта укреплена ромбо-вантами (4), проходящими через треугольную краспицу (8), установленную в средней части мачты. Штаг и ахтерштаг нижними концами закреплены за каркас байдарки. По кильсону судна проходят тросовые растяжки (11), препятствующие изгибу его корпуса. Так как верхняя часть судна работает на сжатие, необходимо фиксировать шплинтом телескопические палубные стрингера (мидельвейсы, 9). Переднее сиденье (доска для откренивания, 13) поднято над фальшбортами и закреплено за подмачтовую балку. Располагаясь на этом сиденье с наветренной стороны, матрос своим весом противодействует крену судна. Для управления используется штатный руль, снабженный румпелем (12). Поплавки, повышающие устойчивость байдарки, состоят из матерчатой оболочки и двух хлорвиниловых камер. В качестве камеры используется детское надувное «бревно».

Иногда туристы оснащают свои суда готовыми парусами от спортивных яхт. Тримаран В. Кузнецова рассчитан на установку вооружения от детского швертбота  «Кадет» (рис. 36, а) или «Оптимист» (рис. 36, б). В последнем случае передним парусом может служить стаксель от швертбота «420». Каждый поплавок тримарана состоит из двух, установленных параллельно друг другу надувных «бревен» в оболочках из «серебрянки». Поперечные балки подняты над водой так, что поплавки погружаются только при опасном крене. Основой тримарана также является байдарка «Салют-5,2». Парусный тримаран на этой основе вполне надежное и быстроходное судно, на котором можно отправляться в плавание семейным экипажем.


Рис. 36. Тримаран с парусами от спортивных яхт