Надувной катамаран

Надувные катамараны сравнительно удобны для постройки в домашних условиях, имеют малый вес и практически непотопляемы. Последнее свойство объясняется сохранением полной плавучести катамарана даже при его перевороте. При некотором навыке экипаж может самостоятельно вернуть надувной катамаран в исходное положение. Парусные катамараны с надувными поплавками весьма популярны за рубежом. В табл. 3 приведены данные различных катамаранов, выпускаемых в ФРГ.

В настоящее время проводятся работы по освоению серийного выпуска отечественных надувных катамаранов.

Таблица 3

Катамаран, общий вид которого представлен на рис. 40, построен силами любителей в 1970 г. и по сей день успешно используется для водного туризма. Это разборное судно не уступает в скорости быстроходному швертботу олимпийского класса «Летучий голландец», что позволяет экипажу в походе поддерживать среднюю скорость плавания около 8 км/час. Основой катамарана служит металлическая рама, установленная на надувных поплавках. Каждая поплавковая ферма образуется тремя стрингерами, соединенными шпангоутами. Суммарный объем поплавков 1,4 м3, что превышает походное водоизмещение катамарана в 5 раз. Это вполне оправданное практикой соотношение может служить ориентиром для проектирования подобных судов.

С детальными чертежами такой конструкции можно ознакомиться в статье В. Успенского «Надувной парусно-моторный катамаран» («Катера и яхты», 1974, №3).


Рис. 40. Надувной катамаран

Рис. 41. Надувной катамаран с тросовой системой поплавковых ферм

Интересен вариант надувного катамарана (рис. 41), отражающий возможности дальнейшего совершенствования конструкции разборных судов. Благодаря тросовой системе поплавковых ферм катамаран по весу незначительно отличается от предыдущей модели, хотя обладает превосходящими ее габаритами (см. табл. 4). Типовое соединение (рис. 42) стрингера (3), шпангоута (4) и поперечной балки (7) производится с помощью одного болта (2). При сборке этого узла через отверстия в балке и хомут, соединенный с болтом, пропускают одну из наклонных трубок шпангоута. Затем на болт нанизывают стрингер и вторую трубку шпангоута. Тросы (S) пропускают в пазы на концах этих трубок.


Рис. 42. Узел соединения шпангоута, стрингера и поперечной балки

Сравнительно длинные поплавки катамарана повышают его продольную остойчивость, что уменьшает свойственную катамаранам тенденцию зарываться на большой скорости носами поплавков в волну. По скоростным данным этот надувной катамаран приближается к спортивному катамарану «Торнадо». Разумеется, эксплуатация судна таких размерений требует от экипажа определенной парусной квалификации.

Мореходные и скоростные качества надувных катамаранов, хорошая обитаемость позволяют туристам проводить на них парусные походы большой протяженности.