О морской болезни

Однажды при свежем ветре моя яхта «Ост» шла от острова Гогланд к Ленинграду. Кончалось месячное плавание, все до сих пор шло хорошо, но вот на Голландском плесе появилась большая волна и ветер засвежел от северо-запада баллов до семи. Я всегда любил эту яхту, очень мореходную, хоть и старенькую. Как и каждая яхта, она имела свои особенности. «Ост» так нырял в волну, что вода легко взбегала на палубу и летела до самой рубки. Не помню другой яхты, у которой была бы такая сильная килевая качка. Команда «Оста» состояла из четырех человек — минимум для яхты такого класса. Каждый матрос при деле, лишних или запасных рук нет. Поэтому выход из строя кого-нибудь из команды сразу же усложнил бы управление двухмачтовой яхтой с парусами площадью в несколько десятков квадратных метров.

И вот через час довольно свирепой «болтанки» слег один, а на траверзе острова Сескар — и второй матрос. С большим трудом я и мой заместитель мичман А. Ф. Каратушин убрали грот и поставили трисель —  треугольный штормовой парус. Маяк Стирсудден хоть уже и открылся, но до Зеленогорска еще было далеко. А из каюты доносились приглушенные стоны...

Качка неприятна всем, но восприятие ее различно. К качке привыкают, но процесс приспособления организма очень длителен. Этот процесс можно облегчить и ускорить, если применить ряд научно обоснованных и практикой оправданных мер.

Многие думают, что если человека не тошнит, то он не укачался. Это опасное заблуждение. Морская болезнь имеет и скрытые, внешне не проявляющиеся последствия.

При качке происходит раздражение вестибулярного аппарата и нервных оконечностей брюшной полости. Резко ухудшается координация движений, ослабляется реакция на все окружающее и даже уменьшается острота зрения, появляются временные явления дальтонизма. Вахтенный с такими проявлениями морской болезни может перепутать цвета огней открывшегося маяка. Замечу, что килевая качка значительно сильнее действует на человека, чем бортовая. Яхты же больше испытывают килевую качку, так как бортовую уменьшают паруса.

Укачивающихся матросов на яхте обычно держат на палубе и стараются занять каким-либо посильным физическим трудом — откачкой воды из трюма, чисткой картошки, взятием по компасу пеленгов... Я не раз сажал начинавшего укачиваться матроса на руль при ходе на прямом курсе, а сам, конечно, сидел рядом. Занятые делом забывают о качке. Все это — не новость. Многовековой опыт парусного флота выработал различные способы борьбы с морской болезнью, но его забывают.

Интересный совет дал мне как-то Андерсон, капитан барка «Лауристон». Он рекомендовал на сильной качке делать глубокие продолжительные вдохи и выдохи, так, чтобы вдыхать, когда нос корабля опускается с волны, а выдыхать, когда поднимается. При этом капитан добавлял, что одним дыханием сыт не будешь, и советовал грызть сухарики из черного хлеба, хорошо смоченные коньяком. В 1924 году на сторожевом корабле «Боровский» я попал в сильный шторм в Индийском океане. Советы старого капитана очень пригодились..

Есть и иные способы. В двадцатых годах на Черном море еще ходили небольшие пассажирские пароходы. Одним из них был «Пестель», на котором я как-то возвращался из отпуска. Против волны и ветра пароход давал не более пяти узлов, и его болтало нещадно. Я был знаком с капитаном и весь день провел с ним на мостике, слушая его занимательные рассказы о морской службе. Один из рассказов прервал матрос, доложив капитану, что одна из пассажирок «люкса» стонет и кричит на весь пароход, требуя немедленно лекарство от морской болезни. Иначе она даст мужу телеграмму и умрет... Старый капитан вздохнул — видимо, вся эта мелодрама происходила не в первый раз, вызвал на мостик старшего помощника, а сам спустился вниз к «больной». Вернулся очень быстро и сказал, что «вылечил», пассажирка, кажется, заснет. Я не выдержал и спросил о способе лечения. И капитан открыл «секрет»:
— Беру рюмку, наливаю воду, потом несколько капель клюквенного экстракта... И, самое главное, говорю строго, что даю очень дорогое заграничное средство, случайно оставшееся у меня. Вот и все. Убежден, что пассажирка уже спит.

Что же, и психотерапия — тоже средство от морской болезни.

Лучшая профилактика морской болезни для моряка — активная систематическая физическая тренировка организма с проведением ежедневных специальных упражнений.

Хороший капитан яхты в любом плавании, а в дальнем особенно, всегда по утрам организует физзарядку команды. Но, к сожалению, обычно зарядка носит характер разминки. Яхтсменам следует внедрять на яхтах и особенно в детских спортивных школах по парусу специальные виды физзарядки, направленные на развитие в организме иммунитета против морской болезни. Разумеется, специальные упражнения нужно выполнять не только в походе на яхте, но и на берегу, и даже ежедневно дома — летом и зимой. Возможность неприятных последствий от укачивания уменьшается также регулярными морскими купаниями.

У нас и за границей широко развито медикаментозное лечение морской болезни. Много создано различных лекарственных средств. В частности, рекомендуется препарат «аэрон» и обычный валидол. Не отрицая, конечно, их полезности, я хочу сказать, что все они являются средствами разового действия, предназначены главным образом для пассажиров. Моряк, яхтсмен должен приучить себя к качке, сохранять всегда полную работоспособность. Тот, кто не может себя заставить работать во время качки, плохой спутник в дальнем походе на яхте.