Охрана природы

Отдых у воды и на воде привлекает огромные массы отдыхающих. Туристы, рыболовы, водномоторники, жители ближайших населенных пунктов — все используют берега водоемов для отдыха и стоянок, причем используют лишь узкую полоску берега. Так, на популярном озере Селигер в разгар лета берега бывают заселены так густо, что производят впечатление сплошного туристского лагеря, но достаточно отойти на несколько десятков метров вглубь, и попадешь в места, где, кажется, не ступала нога человека. Водоемы притягивают к себе людей, дают бодрость и здоровье, но кое-что при этом и теряют. Долг всех, кто отдыхает у воды и на воде, сделать эти потери минимальными.

Туристские парусные суда намного лучше вписываются в систему «средство отдыха на воде и природа», чем моторные лодки. Парусные суда бесшумны при движении и не вызывают волн, способных размывать берега, что делает их наиболее перспективными для отдыха на воде с точки зрения сохранения природы, особенно в прибрежной зоне и на относительно малых водоемах.

Однако, высаживаясь на берег, туристы-парусники вступают во взаимодействие с природой, как все другие отдыхающие у воды. Останавливаясь для кратковременного отдыха и разбивая лагерь для ночевки или дневки, необходимо приставать к берегу на естественных пляжах или уже наметившихся местах стоянки судов, чтобы не портить прибрежную растительность.

Выполнение правила о преимущественном разведении костров на старых костровищах позволяет уменьшить разрушение зеленого покрова прибрежной зоны и гарантирует, как правило, пожарную безопасность. На обеспечение пожарной безопасности необходимо обратить особое внимание. Причин возникновения пожаров много, и задача туристов не допустить, чтобы леса загорались после нашего посещения, а также принять все меры к тушению обнаруженного очага пожара. Особенно осторожно надо обращаться с огнем на торфяниках и на скалистом грунте северных районов страны. Разводить костры на таком грунте, где отдельные камни окружены растительными остатками, недопустимо, ибо огонь может проникнуть глубоко под камни и появиться на поверхности спустя несколько часов и на значительном расстоянии от костровища. Погасить его в этом случае можно только огромным количеством воды. При пожарах в таких местах сгорает не только лес, но и почва, а для ее восстановления потребуются столетия.

Чтобы окопать костер, закопать оставшийся мусор, бороться с очагом пожара, следует иметь на группу хотя бы одну лопатку.

Находясь на маршруте, необходимо выполнять все требования представителей лесного хозяйства и оказывать им посильную помощь в охране природы.

Совершая путешествие, туристы должны проявлять заботу не только об охране природы, но и о сохранении исторических памятников и памятников народного искусства.

Литература
Школа яхтенного рулевого. Под ред. Е. П. Леонтьева. ФиС, 1974.

Эльвстрем П. Искусство плавания под парусами. Пер. с английского. ФиС, 1971.

Мархай Ч. Теория плавания под парусами. Пер. с польского. ФиС, 1970.

Крючков Ю., Лапин В. Парусные катамараны. «Судостроение», 1967.

Справочник по катерам, лодкам и моторам. «Судостроение», 1979.

300 советов по катерам, лодкам и моторам. «Судостроение», 1974.

Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР. «Транспорт», издается ежегодно.

Куряев Т. А., Черненок М. А. Пособие водителю моторной лодки и катера. «Транспорт», 1971.

Путешествия на гребных судах. Составитель И. Д. Аристова. ФиС, 1979.

«Катера и яхты». Сборник, выходит раз в два месяца.