Особенности управления на различных курсах

Курс бейдевинд

На курсе бейдевинд судно получает максимальный крен. В этом случае всей команде надо сидеть с наветренной стороны, откренивая лодку. Если крен достигает опасных размеров (заливается палуба), что бывает при порывах ветра, следует немедленно потравить шкоты. При особенно сильных порывах ветра работать надо только частью паруса. Ветер при этом будет скользить по парусам, не вызывая сильного крена.

При бейдевинде не следует крепить шкоты за утку. Их держат в руках или в крайнем случае закладывают одним шлагом за утку. На курсе бейдевинд значительная часть тяги обеспечивается совместной работой стакселя и грота.

Курс галфвинд

Шкоты при галфвинде держат более потравленными, чем при бейдевинде, и судно развивает значительно большую скорость, При усилении ветра приходится потравливать шкоты.

Курс бакштаг

При бакштаге судно развивает еще большую скорость, чем при галфвинде. Крен также бывает гораздо меньше. Качка почти не ощущается, ибо судно уходит от волн. Шкоты потравлены еще больше, чем при галфвинде. На крутом бакштаге судно иногда начинает рыскать на попутной волне. Поэтому на руле необходимо работать внимательней.

Курс фордевинд

При фордевинде судно движется полным ходом без крена. Паруса могут быть совершенно стравлены до вант. Ветер, действуя на грот, не достигает стакселя, так что тот обычно не работает. Для увеличения скорости лодки стаксель можно в этом случае вынести на ветер на противоположный гроту борт, расположив паруса «бабочкой».

На курсе фордевинд судно под действием ветра и волны начинает раскачиваться, и если ветер сильный, то лодку трудно удерживать в заданном направлении. Кроме того, при заходе ветра возможно непроизвольное перебрасывание гика на другой борт, что при сильном ветре может привести к опрокидыванию лодки или поломке мачты. Поэтому при фордевинде следует постоянно наблюдать за ветром и, если он сильный и порывистый, вообще перейти на курс бакштаг.

Для уменьшения сопротивления движению корпуса, а также на случай непроизвольного перебрасывания гика шверт следует опустить только на треть его глубины.

Курс фордевинд наиболее трудный в управлении.