Плавание в тумане и ночью

Суда, застигнутые во время перехода туманом, мглой, снегопадом, днем и ночью должны подавать на ходу сигналы, предписанные правилом 15 ППСС. Для предосторожности ход должен быть уменьшен до малого, наблюдение максимально усилено, особенно в районах с интенсивным движением. Суда группы, совершающей парусное путешествие, должны в этих условиях держаться компактно и отойти как можно дальше от фарватера и с акватории, где предполагается движение крупных судов. Лучше всего стать на отстой у берега под прикрытием мелководья. Но даже когда суда встали на якорь за фарватером, необходимо вести постоянное наблюдение и прослушивание окружающей обстановки, не переставая подавать звуковые сигналы. Возможно, что более крупное судно, не имеющее локатора, сойдет с фарватера для отстоя на якоре и может навалить на туристские суда, которые из-за малых размеров почти не видны в тумане с высокого борта. Крупные современные суда оснащены локаторами и, как правило, продолжают движение в тумане, но судовые локаторы могут и не обнаружить туристских судов, если они не оснащены угловыми отражателями.

Разборные туристские парусные суда не рассчитаны на автономное плавание; нормальный режим их — дневные переходы с ночевками на берегу. Однако может возникнуть необходимость ночного перехода, и к нему надо отнестись особенно ответственно. Готовясь к такому переходу, лучше поставить меньшую парусность, так как в темноте брать рифы и менять паруса значительно труднее. Ночью должен быть установлен регулярный контроль за ходовыми огнями. Нужно внимательно следить за всеми встречными, пересекающими курс и обгоняющими судами, при малейшей опасности столкновения жечь фальшфейеры, указывая тем самым свое местонахождение и курс.

Рекомендуется освещать паруса электрофонарем с сильным светом, чтобы обратить на себя внимание. Освещаемые паруса видны в темноте достаточно хорошо на расстоянии 1—2 миль.

Кроме наблюдения за судами необходимо следить за ближайшим к судну водным пространством во избежание опасности наскочить на плавающий предмет, столкновение с которым может кончиться аварией. Опасны полузатопленные бревна (топляки), которых много, в частности, на искусственных водохранилищах и в районах, где происходит буксировка плотов.