Рифы

Ветер обычно дует с различной силой. Поэтому, чтобы избежать переворота, всегда приходится соразмерять площадь паруса с силой ветра. Термин «брать рифы» означает уменьшение площади парусности, а «отдать рифы» — ее увеличение.

Рифы лучше брать заблаговременно, до выхода судна в плавание. На берегу рифы на гроте берут путем накручивания паруса на гик, вращая его вокруг своей оси. Взять рифы можно и другим способом: потравив грота-фал, стянуть парус, уложить его по нижней кромке «колбаской» и крепить шнуровкой через специальные отверстия— люверсы к гику. Шнуровку пропускают по спирали от вертлюга гика до его свободного конца (нока). Ходовой конец шнуровки обматывают и крепят на ноке.

В некоторых конструкциях на полотнах парусов вместо люверсов имеются расположенные в один или два ряда короткие веревочки — риф-штерты. Висят они по обе стороны паруса. Чтобы взять один риф, нижнюю кромку паруса подбирают складками и подвязывают его к гику риф-штертами рифовым узлом. Парус соответственно этому положению опускают, травя грота-фал. Если нужно взять и второй риф, то продолжают опускать парус и подвязывают его вторыми риф-штертами.

Взять рифы на ходу более сложно. Для этого лодку приводят до курса крутой бейдевинд. Выбирают втугую грота-шкот и закрепляют его. Опускают парус с помощью грота-фала и, подобрав складки паруса, крепят его одним из описанных выше способов.