Учить молодежь

Если в команде яхты есть молодые спортсмены, то за дни дальнего похода они должны стать бывалыми парусниками. Для этого следует продумать организацию их обучения. Многие вопросы морской практики, например правила расхождения с кораблями, молодые члены экипажа могут освоить постепенно. Каждый член команды должен знать, где и какой фал или шкот закреплен, чтобы в нужный момент потравить или быстро отдать. Все должны также усвоить, что нельзя крепить «восьмеркой» какой-либо фал, шкот или конец, так как это может создать аварийную ситуацию.

Приведу такой пример. Однажды мы уже возвращались из дальнего плавания. На траверзе острова Сескар налетел сильный шквал. Я приказал убрать грот, но фал не отдавался, так как его не могли освободить от намокшей «восьмерки». Хорошо, что под рукой оказался боцманский нож — пришлось перерезать фал. Грот упал, но и его фал улетел к топу мачты... Мы остались под одним стакселем, почти без хода.

В первый же день похода, если обстановка позволяет, советую хоть на полчаса посадить молодого члена экипажа за руль. Пусть он правит на ясно видимый предмет. Матрос «почувствует» яхту, она станет ему ближе, дороже.

Вначале желательно научить править по компасу, а управлять парусами можно и попозже. Молодой матрос должен сродниться с яхтой.

Рулевому не следует держать румпель напряженно, дергать его при перекладке. Ему нужно чувствовать движение яхты, научиться понимать, что она «хочет». Настоящий рулевой рождается не сразу...