Управление на течении

В походе под парусами следует учитывать течения. Они возникают от ряда причин: уклона русла, длительного действия ветра в одном направлении, приливов и отливов.

При плавании по большим рекам под парусом следует планировать маршрут так, чтобы основная часть его проходила по течению. Против течения можно идти только на небольшом участке, ибо противные или слабые ветры на реке делают такое плавание затруднительным и неэффективным.

Плывя по реке, следует знать, что скорость течения на поверхности изменяется в зависимости от глубины русла. Тормозящее влияние дна реки (в результате трения) сильнее чувствуется на мелководье и ослабевает на больших глубинах.

Наибольшей скоростью обладает течение на фарватере. Очертания береговой линии и глубины русла меняют фарватер. Обычно он проходит вблизи высоких и вогнутых берегов. Спускаясь вниз по реке, надо держаться ближе к фарватеру и не срезать углы по мелководьям (рис. 20). Двигаясь против течения, следует, наоборот, держаться мелководья. На слабое течение указывает, как правило, наличие водной растительности.


Рис. 20. Управление на течении

Течения, возникающие от длительного действия ветров (в больших реках, водохранилищах, морях), могут существенно ускорить или замедлить движение судна. Следует учитывать влияние таких течений при стоянках, вызывающих затопление берегов или сгон воды.

Приливо-отливные течения образуются вследствие действия сил притяжения Луны и Солнца. Приливы и отливы повторяются дважды в сутки с небольшими смещениями. Время начала приливов и отливов устанавливают с помощью специальных таблиц или путем наблюдений.

В открытом море приливные течения не возникают. Течения от действия приливов создаются в узкостях, проливах между островами, заливах и устьях рек, достигая иногда значительной силы (до 15 км/час в Белом море). Такие течения представляют значительную опасность для малых парусных судов, которые не могут преодолеть подобную скорость. Колебания уровня воды при приливах в наших морях доходят до 10—14 м. Черное, Балтийское, Каспийское и Азовское моря приливов не имеют.

Иногда приливо-отливные течения при изрезанном береге вызывают водовороты, очень опасные для маломерных судов. В устьях рек приливы поворачивают реки вспять, вызывая в них обратное течение, действующее иногда на десятки километров.

Направление и скорость течений определяются по навигационным справочникам. При движении судна по маршруту для оценки своего местоположения необходимо вносить поправку, учитывающую скорость течения.

При указании направления ветра и течения относительно судна можно пользоваться мнемоническим правилом: «ветер дует в компас судна, течение идет из компаса». Например, северный ветер дует на судно с севера, а северное течение от судна идет на север.