Ветер в упряжке

Люди с древних времен не расставались с мечтой использовать упругую силу ветра для того, чтобы передвигаться быстрее. Сначала появились парусные корабли и лодки. Но как сделать, чтобы мчаться под парусами не только по воде, но и по суше?

Среди пожелтевших листов архива найден любопытный документ, рассказывающий о событии, относящемся к XVII веку.

«Яузской бумажной мельницы работник, — читаем мы,— Ивашка Культыгин задумал сани с парусом, а у тех саней два крыла, и ездить они без лошади могут. Катался Ивашка на них в пустырях ночью. А Варваринской церкви поп Михайла донес в приказ тайных дел, что есть у Ивашки умысел, и, схватив Ивашку, пытали и под пыткой покаялся, что хотел выдумать еще телегу с крыльями, да не успел. Сани те сожгли, а Ивашку батогами нещадно били».

Так триста лет назад погибло замечательное изобретение. Ничего, кроме этой краткой записи, не осталось о работнике Ивашке Культыгине — изобретателе диковинных саней под парусами.

Однако эта история имеет свое продолжение. Идея воспользоваться ветром для того, чтобы скользить под парусами по замерзшим рекам и озерам, получила широкое распространение при Петре I.

Английский путешественник Джон Перри в своих воспоминаниях о Петре писал:
«Что касается царя, то он большой охотник до воды: корабли и лодки составляют его восторг, и он так любит управлять парусами, что даже зимою, когда реки Невы устье у взморья замерзало и нельзя уже более плавать по воде, он имеет нарочно устроенные лодки, искусственным образом приспособленные для катания по льду. Каждый день, когда дует ветер, если что-нибудь особенное не помешает ему, он в вышесказанных лодках с развевающимися флагами и вымпелами управляет парусами и реет от ветра по льду точно так же, как во время плавания по воде».

Не трудно догадаться, что речь здесь идет о предках нашего современного буера — ледовых санях, которые со скоростью, превышающей 100 километров в час, мчатся под парусами по голубой глади замерзших рек и озер.