Ветры в шхерах

Погода в шхерах имеет свои особенности. Как-то я шел при свежем западном ветре в проливе Бьёркёзунд на яхте «Ост». Видимость была плохой, над морем стояла мгла. Маяк Стирсудден увидели вовремя, как и рассчитывали.

Стоит он на мысу, выступающем в море, берег здесь поворачивает к северу, и близ мыса находятся два больших открытых плеса. Здесь, у каменистых берегов, во время штормовых ветров с запада, разводящих очень большую волну, в старину гибло много кораблей. В 1794 году шторм выкинул на камни парусник «Маргарита», в 1818 году — бриг «Фальк». И список этот может быть продолжен. Даже в 1947 году тут разбилась на камнях и погибла прекрасная яхта «Валгала». Сделав неудачный поворот через фордевинд, яхта потеряла мачту и стала на якорь недалеко от берега. При ветре в семь-восемь баллов и большой волне якорный канат лопнул и «Валгалу» выбросило на камни.

Недалеко от маяка когда-то стоял дом Н. П. Книповича. В семье этого революционера летом 1907 года после V съезда РСДРП отдыхал и работал В. И. Ленин. Тогда это было очень глухое местечко, не привлекавшее внимания полиции. От дома сейчас сохранился только фундамент...

Прошли траверз маяка, и кто-то из матросов беспечно сказал:
— Мы при таком ветерке, наверно, одним галсом пробежим пролив в галфинд?..

Мой заместитель мичман А. Ф. Каратушин уже не раз плавал в этих местах и поэтому, посмотрев на меня, улыбнулся. Он-то знал, что направление ветра в море часто не совпадает с его направлением в шхерах. Дело в том, что ветер, подходя с моря к шхерам, как бы упирается в преграду из больших скалистых островов и густых сосновых лесов, упорно ищет выход и с силой устремляется туда, где нет этих препятствий. Ветер меняет направление и дует в шхерах сильнее, чем в море. Образуются как бы мощные сквозняки. Так, при западном ветре в море в проливе Бьёркёзунд обычно дует сильный северо-западный ветер, разводящий к тому же крутую волну. Пришлось «Осту» идти в пролив не галфинд, а заняться лавировкой — ветер в шхерах имел другое направление, чем в море.

Летом бывает так: в море штиль, а когда яхта входит в шхеры, появляется ветерок. Его направление зависит от конфигурации берегов. Нужно быть осторожным, выходя из-за большого острова на плес. Обычно у мысов ветер дует значительно сильнее. Однажды я видел, как, едва показавшись из-за высокого лесистого острова Долгунец, швертбот класса «М» мгновенно лег парусами на воду.

В обычных условиях большая укрытая бухта с достаточными глубинами обеспечивает безопасную стоянку яхты. Но в шхерах нужно быть настороже. При определенных направлениях ветра бухта может превратиться в вентиляционную трубу, и тогда яхту не спасут даже два отданных якоря.

Так, в 1972 году в бухте острова Игривый я менял место стоянки швертбота «Руслан» — яхту дрейфовало. В бухте острова Густой, казалось закрытой от ветров, при шторме от северо-востока сдрейфовала на мель большая яхта «Балтика». Снять ее с мели удалось только через сутки. Осенью 1975 года в той же бухте при северо-западном ветре в восемь-девять баллов большая яхта иол «Океан» едва удержалась на двух якорях и под мотором от посадки на камни.

Красивые бухты в шхерах могут стать предательскими ловушками. Яхтсмен должен знать особенности стоянки в бухтах при ветрах различных направлений.