Обучение броскам

Если занятия проводятся на одной площадке, то обязательно следует иметь два добавочных щита. На каждый щит должно приходиться не больше 4—5 занимающихся.

Изучение каждого нового броска целесообразно проводить следующим образом: группа выстраивается вблизи одного из щитов, и руководитель показывает и объясняет технику броска. Затем занимающиеся разбиваются по нескольку человек (в зависимости от наличия щитов) и приступают к броскам. Когда бросок освоен, можно в таком же построении проводить игры или игровые упражнения.

Начинать рекомендуется с броска двумя руками от груди, как наиболее простого. Когда занимающиеся поймут технику броска и научатся выбирать наиболее удобное для себя место и точку для отражения мяча от щита, этот бросок можно проводить «живым потоком» следующим образом: занимающиеся встают перед щитом сбоку корзины в колонну по одному. Стоящий первым бросает мяч в корзину и отбегает, пристраиваясь в затылок; стоящий вторым ловит снижающийся мяч и, делая не более двух шагов, также бросает его в корзину, после чего отбегает, а мяч ловит и бросает третий и т. д.

При наличии двух или более щитов можно провести такое игровое упражнение: дается время 2—3 мин., за которое нужно стараться забросить мяч в корзину возможно большее количество раз; выигрывает группа, набравшая большее количество очков. < При небольшом составе занимающихся и наличия не менее четырех щитов можно провести следующее игровое упражнение: с правой стороны корзины у каждого щита встает по одному человеку с мячом; по сигналу они бросают мяч в корзину, обязательно с правой стороны, затем, не давая мячу упасть, бросают его с левой стороны, потом снова с правой и т. д. до тех пор, пока не будет промаха или падения мяча на площадку. Как только у какого-либо игрока произойдет ошибка, его заменяет другой, и так продолжается до тех пор, пока все не закончат бросков. Побеждает игрок, набравший большее количество очков, а если во всех подгруппах равное количество игроков, то можно вывести и групповой результат, что еще интереснее. Подготовленные игроки могут бросать попеременно правой и левой рукой.

Для развития ориентировки и быстроты выполнения броска можно проводить упражнения с двумя мячами. Игрок с мячом встает у щита, ему в затылок на расстоянии 2 м встает второй игрок, также с мячом, а с другой стороны щита встает третий игрок. Стоящий первым бросает мяч в корзину, после чего поворачивается, ловит переданный ему вторым игроком мяч и бросает его в корзину. Третий игрок ловит снижающийся мяч и передает его второму игроку. Таким образом получается замкнутый круг и к первому игроку беспрерывно поступает мяч, что заставляет его очень быстро бросать мяч в корзину.

Одним из самых простых по технике выполнения является бросок двумя руками снизу. Этим приемом выполняется штрафной бросок. Его изучение следует начинать уже на первом или втором занятии. Для выработки высокой траектории полета мяча рекомендуется следующее упражнение: на расстоянии 2 м от лицевой линии, точно против корзины, ставится стойка высотой не ниже 4 м. Если нет подходящей стойки, то один из занимающихся может держать какой-либо шест или палку, чтобы она возвышалась на метр над корзиной. Бросать мяч в корзину нужно так, чтобы он обязательно перелетал сверху через стоящее препятствие.

В игре приходится выполнять штрафные броски при известном нервном возбуждении сразу же после физического напряжения, поэтому занятия следует строить так, чтобы они хотя бы частично соответствовали условиям игры. Это положение обычно не учитывается или упускается большинством команд, отчего точность попаданий на занятиях бывает обычно большей, чем на соревнованиях. Тренировку в штрафных бросках можно проводить так: игрок выполняет штрафной бросок, затем бежит за мячом и, поймав его, возвращается на место повторять штрафной бросок и т. д. Можно ввести контрольный норматив, установив определенное количество попаданий за 2—3 мин. Второй пример: игрок выполняет штрафной бросок, затем бежит за мячом и, поймав его, ведет к противоположному щиту, где делает штрафной бросок, и т. д.

При большом количестве занимающихся придется проводить броски без перебежки. Для повышения интереса можно использовать такое игровое упражнение: один игрок встает под щит, а все остальные — за штрафной линией в колонну по одному. Стоящий первым бросает мяч в корзину; если он попал, то бросает снова, а если промахнулся, то идет под щит. Задача игрока под щитом — быстро передавать отскочивший от щита мяч. Когда его заменят, он встает в колонну последним. Упражнение продолжается 3—5 мин., за которые нужно стараться сделать наибольшее количество попаданий мяча в корзину. Зачет ведется лично-командный, благодаря чему выявляется и лучший игрок и команда.

При разучивании бросков в корзину после ведения мяча руководитель указывает прием и место броска. Затем группа встает на расстоянии 10—15 м от места броска в колонну по одному. Стоящий первым ведет мяч до указанного места, обозначенного линией или стойкой, и бросает в корзину, после чего ловит мяч и, передав его следующему игроку, возвращается и встает последним.

Бросок на бегу изучается в таком построении: руководитель с мячом в руках встает в 2—3 м от щита на лицевой линии. Группа выстраивается в затылок за центром. Игроки по очереди выбегают к щиту, где, получив мяч от руководителя, указанным приемом бросают его в корзину, после чего ловят и, передав руководителю, возвращаются назад. Руководитель следит за правильным выполнением броска. После того как все игроки проверены, группу следует разбить на несколько частей по количеству щитов, предоставив занимающимся возможность практиковаться самостоятельно.

При бросках после ведения или ловли мяча на бегу нужно следить за тем, чтобы не было пробежки. Для этого следует хорошо научиться выполнять бросок после двух шагов.

Рекомендуется вводить комплексные упражнения, состоящие из передачи, ведения и броска мяча в корзину.

Для примера даются подобные упражнения, которые проводятся игровым методом.

1.       Группа делится на две команды по 6 человек; каждая из команд встает на боковой линии. Расстояние между рядом стоящими игроками должно быть не менее 4 м, каждая команда рассчитывается по порядку номеров, которые сохраняются на все время упражнения. У первых номеров имеется по мячу. По сигналу мяч передается рядом стоящему, затем следующему и т. д. до последнего, который передает мяч в обратную сторону. Когда руководитель вызовет какой-нибудь номер, соответствующий игрок выбегает вперед, ловит переданный ему мяч, ведет его к ближайшему щиту и бросает в корзину. Поймав мяч после броска, игрок возвращается на свое место, после чего снова происходит непрерывная передача. За каждое попадание дается одно очко. Игрок, вернувшийся на свое место первым, также получает одно очко; игрок, сделавший пробежку с мячом в руках или другую ошибку, теряет одно очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков за определенное время.

2.       Вблизи боковых линий встают по два-три игрока в шахматном порядке. Один игрок бросает мяч в корзину, затем ловит отскочивший мяч, поворачивается и бежит к противоположному щиту, передавая поочередно мяч вправо и влево. Стоящие вдоль боковых линий возвращают мяч обратно. Добежав до щита, игрок делает бросок в корзину и затем, также передавая мяч, возвращается обратно, после чего, передав мяч ближайшему игроку, занимает его место, а тот, начав броском в корзину, проходит по тому же пути. Зачет может быть личный, на большее количество попаданий, или командный, если играющих разбить предварительно на две команды.

3.       Группа разбивается на две команды по 5 или 7 человек, которые образуют круги на своих сторонах площадки. По сигналу первые игроки каждой команды, находящиеся под щитами, делают бросок в корзину, после чего все начинают двигаться по кругу.. Следующий игрок старается поймать падающий мяч и передать его следующему партнеру, который бросает в корзину, и т. д. В команде должно быть обязательно нечетное количество участников, иначе половина игроков будет только передавать мяч, в то время как другие будут все время бросать в корзину. Выигрывает команда, которая сделает большее количество попаданий за две-три минуты. Можно ввести сигнал, по которому меняется направление движения.

4.       Две команды выстраиваются в колонну по одному у противоположных концов средней линии, в ее пересечении с боковой линией, лицом к разным щитам. Первые номера ведут к щиту, делают бросок, затем, поймав мяч, передают его следующему, а сами переходят в конец противоположной команды. Зачет ведется личный на большее количество попаданий.

При тренировке игроков в бросках рекомендуется придерживаться следующих указаний:
1.       Во всех случаях, когда делается бросок на бегу, игрок, бросивший мяч, должен выбегать к щиту и ловить отскочивший мяч. Если это войдет в привычку каждого игрока, то активность команды значительно повысится.

2.       После броска передавать мяч очередному игроку должен не тренер, а бросавший игрок. В этом случае упражнение приобретает комплексный характер.

3.       Когда какое-либо упражнение в бросках или передачах проводится «живым потоком», при котором один игрок следует за другим, необходимо менять расстановку игроков, чтобы получалось чередование. Это способствует лучшей сыгранности между различными игроками.

4.       Обычно во время соревнования игроку, который делает бросок, противник оказывает противодействие, что значительно снижает результат попаданий. Поэтому во всех случаях тренировки игроков в бросках, когда это возможно, необходимо, чтобы на игрока с мячом нападал защитник. Такой метод проведения бросков приближает  их к условиям соревнования.

Почти все виды бросков в корзину можно проводить игровым методом, что значительно оживляет занятия. Кроме того, вообще целесообразно учитывать количество попаданий или выполнение определенных заданий на данном занятии. Это позволяет правильно судить о достижениях занимающихся.