Джон Вуден

Джон Вуден — один из самых авторитетных тренеров в современном баскетболе. Он — единственный человек, кто удостоен чести избрания почетным членом Зала баскетбольной славы им. Д. Нейсмита дважды: сначала — как игрок (в 1959 г.), позже — как тренер (в 1972 г.). Он подготовил самое большое число кандидатов в олимпийские команды США и в профессиональную лигу.

Джон Вуден

Его ученики постоянно составляют костяк олимпийских и профессиональных команд США. А команда Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которой руководил Д. Вуден, 10 раз становилась чемпионом студенческой лиги США.

Книга «Современный баскетбол» на протяжении многих лет возглавляет список баскетбольной литературы США, рекомендуемой для самоподготовки тренеров. Обобщенный в книге тренерский опыт Д. Вудена, несомненно, будет полезен и интересен не только тренерам, но и широкому кругу любителей баскетбола.

Автор ее, Джон Вуден, давно уже стал в спортивных кругах живой легендой.

В тридцатых годах он был лучшим игроком студенческого баскетбола и после 13 лет успешной работы тренером в средней школе в течение 27 лет возглавлял команду Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (ЮКЛА). Его игроки отличались великолепной физической подготовкой, высокой техникой, быстротой и особым чувством, которое сам Вуден описывает как «умение быть вовремя в нужном месте».

Трудно даже перечислить все награды и призы, которые он заслужил за годы своей деятельности в университете, а ряд установленных им рекордов вряд ли когда-нибудь будет превзойден. Например, команда ЮКЛА 10 раз становилась чемпионом студенческой лиги (ближайший лучший результат — 4), она выиграла семь студенческих чемпионатов США подряд (ближайший результат — 2), она провела четыре сезона без единого поражения (ближайший результат — 1).

Джон Вуден закончил тренерскую деятельность в 1975 году, в 65-летнем возрасте, но до сих, пор продолжает выступать на тренерских конференциях и на страницах спортивной прессы. Он пишет книги о баскетболе, а многие авторы пишут книги о нем.

Есть тренеры, не жалеющие сил для саморекламы. Тем удивительнее феномен Джона Вудена — очень скромного человека с мягкими и приятными манерами. В американской прессе писали, что он скорее походит на доброго дядюшку или «лучшего отца года» (а такого почетного звания он удостаивался тоже), чем на тренера. И тем не менее это он подготовил самое большое число кандидатов в олимпийские команды США и в профессиональную лигу.

На вопрос, как ему удается работать с молодежью, которой легко может вскружить голову слава и рекламная шумиха, Вуден отвечает: «Хотя я отношусь по-разному к разным игрокам, я всегда подчеркиваю, что каждый из них хорош, но никто не лучше других. Так же я воспитывал своих детей. И о том не сожалею. Потому-то у меня нет конфликтов с так называемыми звездами. Все, как видите, очень просто».

Книга «Современный баскетбол» — это изложение взглядов Вудена на баскетбол, роль тренера в нем и на то, что получило название системы Вудена. Система, как убедится читатель, весьма несложна.

Она базируется на основах техники, которые баскетболист повторяет до тех пор, пока они не становятся как бы его второй натурой.

«Хотя некоторые тренеры пытаются усложнять баскетбол, это, в сущности, простая игра. Тренер должен иметь терпение, должен заставить своих игроков понять, что они делают неверно, а что верно.

Технические основы игры всегда занимали в моих мыслях о тренировке первое место, и, я думаю, этот компонент игры одинаково важен для всех остальных моих коллег. Простого знания технических приемов еще недостаточно. Игроки должны выполнять их правильно. Но даже и этого еще недостаточно. Они должны выполнять эти приемы быстро. Лучшими тренерами являются те, которые умеют доводить свои идеи до подопечных; они сознают, что простые вещи легче понять».

Хочется специально подчеркнуть, что Вуден всегда стремился к безупречной организации тренировочного занятия и не допускал траты времени впустую. «Я вообще не верю в физические способы порицания, а предпочитаю психологические. Считаю, что можно заставить игроков немного подумать, если сказать: «Хорошо. Если вы не намерены работать, тренировка отменяется». Когда что-то не получается, когда вы не уделяете достаточного внимания каждому и когда игроки не хотят работать, то лучше просто отменить тренировку. «Давайте завтра приступим к работе с надлежащим настроением».

Такой метод лучше, чем заставлять их бегать по десять «штрафных» кругов или гонять по лестницам. Я этого больше никогда не делаю. В начале моей карьеры такое бывало, но это как раз то, чему я научился как тренер за долгие годы своей деятельности».

Остается добавить, что, по свидетельству самих игроков, командная работа по совершенствованию техники в заключительные недели сезона была так же тяжела, как и в первые. Но, несмотря на стоны, игроки знали, что такие занятия приводят к хорошим результатам.

Вуден готовил конспекты к каждой тренировке на протяжении всей своей работы в ЮКЛА, где расписывал задания на каждую минуту тренировочного времени. Образцы этих конспектов приводятся в книге. Тренировки Вудена были короткими, но насыщенными, а подготовка к ним, по признанию самого Вудена, занимала более двух часов в день.

В баскетболе хороший пример более важен, чем хорошая критика. Мне кажется, нет смысла искать возможные недостатки книги Вудена с точки зрения сегодняшнего дня. Несмотря на то что первое издание книги опубликовано в 1966 году, тренер и сейчас найдет в ней и пищу для размышлений и материал для практической работы. Кроме того, надо отметить, что переиздание 1980 года Вуден дополнил рядом важных разделов. Все это дает право утверждать, что название книги «Современный баскетбол» вполне соответствует ее содержанию.