Обучение ведению

Если занятие происходит на площадке нормального размера и на каждых четырех занимающихся имеется по мячу, то лучше всего упражняться в следующем построении: двое занимающихся встают в затылок друг другу на одной лицевой линии, а двое других находятся против них на противоположной лицевой линии; расстояние между рядом стоящими парами должно быть не меньше 2—3 м, чтобы при ведении мяча не было столкновений. Стоящий впереди ведет мяч к противоположной лицевой линии, где передает его своему партнеру, а сам встает сзади оставшегося игрока. Получивший мяч ведет в обратном направлении до лицевой линии и, передав его, также остается за линией. При меньшем количестве мячей расстояние уменьшается. Таким образом, ведение происходит несколько минут с непрерывным чередованием игроков. На первых занятиях надо следить за тем, чтобы занимающиеся не торопились, а все внимание обращали на правильное движение руки, сгибание ног, наклон туловища и добивались навыка полного контроля над мячом.

Только тогда, когда ведение будет освоено, можно ускорять темп бега, постепенно доводя его до предельной быстроты.

Необходимо практиковать ведение мяча не только сильной рукой, но и слабой, добиваясь умения владеть обеими руками одинаково.

Ведение мяча двумя руками поочередно разучивается так же, как и одной рукой. Перемену рук можно вводить после прохождения определенного расстояния или через определенное количество ударов, или, наконец, после каждого удара.

Разучивание ведения по прямой линии заканчивается ведением по «коридору». Обозначать «коридор» можно линиями, стойками, булавами и другими предметами. Начинать ведение следует по «коридору» шириной 1 м, постепенно суживая его до 0,5 м. После ведения в прямом направлении вводится ведение по косым, зигзагообразным, кривым линиям и по кругу, обозначая эти линии теми же предметами, что и «коридор». Чтобы повысить интерес занимающихся, следует практиковать соревнования на быстроту ведения мяча.

Наиболее сложным является ведение со снижением и ведение, не глядя на мяч, которые доступны игрокам с высокой техникой.

Последующее обучение предусматривает использование препятствий, которые следует обводить. Сначала в качестве препятствий могут использоваться специальные стойки. Обводку препятствий следует проводить в той же последовательности, что и ведение мяча, — по прямой, по «коридору», в разных направлениях и по кругу. Чем дальше отстоит одна стойка от другой, тем их легче обводить. Вначале нужно расставлять стойки через 5 м, а потом постепенно уменьшать расстояние, доводя его до 2—3 м. В качестве усложнения следует расставлять стойки с разными интервалами, а в дальнейшем — и с отклонениями от прямой линии. Это значительно затрудняет обводку. Во всех случаях обводить стойки нужно поочередно с правой и с левой стороны.

Все же обводка стоек не дает полноценного навыка в продвижении с мячом. Поэтому необходимо практиковать изучение обводки приближенно к игре. Проводится это так: разбившись на группы по 5—6 человек, занимающиеся встают на равном расстоянии по всей длине площадки вдоль боковых линий, в 3—4 м от них. Каждый стоящий может перехватывать мяч в то время, когда мимо движется игрок с мячом: отрывать ногу от линии нельзя. Обводку начинает стоящий с краю. Он должен обвести всех извернуться обратно, после чего встает на место следующего, который проделывает то же самое, и т. д. Расставлять занимающихся следует не только по прямой линии, но и в шахматном порядке, по кругу, а также с разными интервалами. Если стоящим игрокам разрешать делать один шаг, то это явится усложнением для ведущего мяч; в дальнейшем следует это практиковать.

Наиболее сложным в освоении ведения является обводка игрока, который свободно передвигается. Для этого упражнения занимающиеся встают парами за лицевыми линиями, как было описано вначале. Один игрок ведет мяч, и, когда он достигает средней линии, навстречу ему выбегает другой игрок, который старается перехватить мяч, не допуская себя обвести. После того как мяч перехвачен или игрок с мячом достиг лицевой линии, мяч передается следующей паре, которая проделывает тоже самое. Затем мяч снова передается первой паре и игроки проводят упражнение, переменившись ролями, и т. д. Это упражнение можно проводить в виде игры, если засчитывать каждую удачную обводку за очко и определить время упражнения или число попыток.