Начало быстрого прорыва

Существует несколько способов начать быстрый прорыв. Возможно, самое важное при применении быстрой атаки — это необходимость заставить всех членов команды рассматривать быстрый прорыв как мгновенный переход от защиты к нападению. Зашита личным прессингом предоставляет возможности для мгновенного начала быстрого прорыва, так как все игроки находятся в положении готовности и агрессивно обороняются. Каждый игрок должен быть готов к быстрому прорыву и любую секунду. Игрок должен быть готов подать сигнал, как только он овладевает мячом, большинство команд применяют сигнал голосом — «мяч», чтобы указать остальным четырем игрокам, которые не видят мяча, что один из партнеров овладел им и что игроки должны начать атаку.

Чаше всего быстрый прорыв начинается с овладения мячом при отскоке от щита, и успех зависит от того, насколько быстро мяч будет выведен из-под корзины. Чтобы успешно выполнить быстрый прорыв, необходимо занимать правильные позиции у обороняемого щита. Игроки должны знать свои обязанности.

Еще до игры крайним нападающим нужно сказать, следует ли им пробиваться к щиту для овладения отскоком или не пускать соперника к щиту, не пытаясь овладеть отскоком, или отблокировать и затем идти к корзине. Основной игрок на щите, возможно центровой, должен также получить четкие инструкции. На него может быть, в частности, возложена ответственность за овладение мячом при каждом броске без отблокирования своего подопечного, если он занимает внутреннюю позицию и обладает быстротой, не: обходимой, чтобы опередить своего подопечного.

Двум оставшимся игрокам также должны быть даны четкие указания в зависимости от того, кого они опекают и что делают их подопечные. Если один из разыгрывающих опекает соперника, который любит выходить к корзине для добивания мяча, тренер, вероятно, захочет, чтобы разыгрывающий отблокировал своего подопечного. В другом случае он может позволить разыгрывающему уходить от корзины, не заботясь о подопечном, и быть готовым к приему длинной передачи, если тренер уверен, что его центровой будет подбирать большинство отскоков на своем щите. Тренер может выбрать третий вариант — расположить разыгрывающих игроков на пятиметровом радиусе от корзины. Если мяч откинут, то у игроков хорошая возможность овладеть им, ибо они располагаются внутри от низкорослых игроков противника и быстрее, чем высокорослые игроки противника. Среднему игроку нужно находиться на той стороне площадки, куда вероятнее всего отскочет мяч.

Когда мячом овладевают на обороняемом щите, игрок, овладевший мячом, дает сигнал как можно быстрее, чтобы остальные четыре игрока знали, что он владеет мячом. Если игрок предчувствует, что он овладеет мячом, и кричит: «Мяч!» — четыре игрока могут оставить щит и начать движение к корзине противника.

Игроки могут выиграть долю секунды при быстром прорыве, если будут уверены, что мячом овладеет их партнер по команде. Такая уверенность приходит в результате сыгранности (например, от знания того, кто из них основной игрок на щите). Если лучший игрок идет к своему щиту один, без сопротивления противника, это может позволить крайним игрокам и даже разыгрывающему начать быстрый прорыв. Однако важно, чтобы игроки не начали его слишком рано.

Было бы идеально, чтобы игрок, овладевший мячом при отскоке, выполнил первую передачу до приземления. Однако для игроков колледжа и тем более средней школы это может оказаться слишком трудным. Если игрок овладел мячом, он должен попытаться выполнить поворот в сторону ближайшей боковой линии, чтобы сделать передачу на выход. Если предположить, что это будет высокорослый игрок, он должен поднять мяч над головой как можно быстрее, чтобы исключить возможность отбора у него мяча. Не обязательно при этом искать взглядом партнера, располагающегося в середине площадки. Игрок ищет ближайшего партнера, которому он может передать мяч, ибо это движение будет началом удачного быстрого прорыва.

Средний игрок должен принимать передачу из-под корзины во всех возможных случаях. Он и основной игрок на щите должны быть настолько хорошо сыграны, чтобы предугадывать действия друг друга без особого сигнала, тем самым увеличивая скорость и эффективность быстрого прорыва. Если среднему игроку не приходится блокировать подопечного, когда мяч летит к его корзине, он должен попытаться занять позицию с той стороны площадки, куда вероятнее всего пойдет отскок. Приняв передачу из-под корзины, средний игрок должен немедленно занять позицию в середине площадки. Если передача из-под корзины идет игроку, не находящемуся в середине, ему придется сделать вторую передачу партнеру, который должен располагаться в середине площадки.

Чем дольше игрок, овладевший мячом при отскоке, держит мяч, тем меньше шансов, что быстрый прорыв будет успешным или начнется вообще. Если игрок чувствует, что подвергается давлению, он может сделать удар мячом в пол, чтобы освободиться. Вести мяч надо только в крайнем случае. Если отберут мяч поблизости от корзины, помешать броску становится почти невозможным. Игроку скорее нужно укрывать мяч, чем вести его. Однако, если необходимо, можно вывести мяч вдоль лицевой линии и освободиться от давления противника. Если защитник заставляет игрока двигаться в ту сторону, где дриблинг не спасет положения, он может повернуться к середине площадки, все еще пытаясь выполнить передачу на стороне отскока мяча (лишь в редких случаях мы советуем выполнять передачу в середину площадки, потому что обычно отступающий противник располагается в середине).

Передачу следует выполнять сильным броском. Она не должна быть навесной, поскольку такая передача дает защитникам время для движения на перехват мяча. Когда игрок поворачивается наружу или внутрь для выполнения первой передачи партнеру на ближайшей стороне площадки, он должен оценить расположение защитников. Если партнера плотно опекают, игрок с мячом может уйти в другую сторону, выполнив поворот. Партнер должен быть готов к этому маневру.

Первая обязанность игрока с мячом — начать прорыв без передачи на край. Если же он собирается пожертвовать безопасностью ради того, чтобы быстрый прорыв начался чуточку раньше, лучше не начинать прорыва.

Быстрый прорыв может также начинаться после перехватов мяча и разного рода нарушений. В случае нарушений судья зачастую берет мяч в руки, что затрудняет быстрое начало атаки. Тем не менее надо сделать все зависящее от начинающего прорыв для быстрой организации атаки после определения нарушения. Нападающий должен быстро схватить мяч, впрыгнуть с ним за боковую линию, сунуть мяч в руки судье, взять его обратно как можно быстрее и сделать передачу в отрыв прежде, чем защита сумеет организовать противодействие. Зная, что судья должен коснуться мяча, противник зачастую не очень торопится вернуться в защиту.

Другим вариантом начала быстрого прорыва является передача при вбрасывании мяча из-за лицевой линии. После заброшенного мяча тренер может назначить специального игрока или заставить ближайшего к мячу игрока выполнить вбрасывание как можно быстрее. Иногда тренеры предпочитают не иметь специального вбрасывающего игрока.

Четвертым вариантом начала быстрого прорыва будет прорыв после заброшенного штрафного броска. При штрафном броске позиции игроков для организации быстрого прорыва предпочтительнее, чем при броске с игры.

Быстрый прорыв может также начинаться после выбивания мяча из рук противника, неточной передачи, овладения свободным мячом, перехвата, спорного мяча и промаха при штрафном броске.