Санный спорт

В русском языке — множество пословиц и поговорок о санках. Ничего удивительного: они были известны нашим предкам много веков назад. Сани служили транспортом, были зимней забавой, но никто не мог предположить, что сани станут спортом, завоевавшим популярность во многих странах мира. Об этом виде спорта, о том, кто может стать саночником, как тренироваться, какие требования предъявляют тренеры при отборе будущих спортсменов, — обо всем этом расскажет автор.

Ребятишки с салазками — привычная картина русского зимнего пейзажа. Но снаряд о двух полозьях, летящий по ледяному желобу со скоростью доброго автомобиля, и гонщик, закованный в шлем и латы,— нечто совершенно для нас незнакомое.
Между детскими салазками и современными спортивными санями — дистанция довольно солидная в смысле технической сложности и совершенства конструкции снаряда, скорости, которую он способен развить, и виртуозности мастерства гонщика. Скоростной спуск на санях, этот олимпийский вид спорта, далек от детского катанья с горки, как сама снежная горка во дворе далека от хитроумно вьющейся ледяной трассы. Однако дистанция, которая разделяет во времени эти два занятия, менее значительна. Немногим более полувека прошло с тех пор, как в 1911 году был создан Международный клуб саночников, заложивший первый камень в фундамент будущей Международной федерации. Но за эти полвека спортивные сани укатились так далеко от детских горок, что мы с изумлением узнаем в их современном облике два полоза от любимой игрушки.
И теперь нам, с детства привыкшим к общению со снегом, морозом, скоростью (пусть даже и не столь высокой, что дарит человеку современный спорт во всем своем великолепии технического прогресса), приходится будто заново знакомиться с занятием, которое словно самой природой придумано для нас. Для нашей долгой морозной зимы. Для наших крутых волжских откосов, глубоких подмосковных оврагов, горных склонов Урала и Саян... Для нашей склонности к азарту, риску и удали...
Итак, постараемся, насколько это возможно, не засидеться на старте, не тратя много времени на то, чтобы представиться старому знакомому в новом его обличье.

В справочнике по истории олимпийских игр, изданном во Франции, говорится: «Хотя сани и самый молодой член «олимпийской семьи», тем не менее это спорт очень древний. Весьма вероятно, что еще в эпоху, когда олимпийские игры устраивала Древняя Греция, жители Альп уже употребляли сани как средство транспорта. Этот механизм был предком современных саней, ставших спортом...».
Да, санный спорт родился в горах. А точнее, в самых, наверное, спортивных горах на свете — Альпах. Их обитатели с древних времен использовали санки для спуска грузов в долину и для забавы, для катанья. Позднее Альпы обзавелись сетью комфортабельных зимних курортов. Народ на курортах, как известно, должен развлекаться. Почему бы не поразвлечься простонародной забавой!
Первые известные нам официальные соревнования саночников были организованы между горными курортами в Швейцарских Альпах. Состоялись они 12 марта 1883 г. Наверное, состязания показались увлекательными. Фантазия любителей зимнего спорта начала работать в направлении конструирования снарядов на скользящих полозьях для скоростных спусков по заснеженным склонам.
Появился скелетон — сани, на которых спускались лежа головой вперед, появился бобслей — тяжелое, снабженное рулевым управлением сооружение из металла и, наконец, тобоган — прообраз нынешних спортивных саней, у которого поначалу, в свою очередь, было несколько конструкций и несколько названий.
Насчет конструкции теперь никто не спорит — принцип ее един для всех, кто следует статуту Международной федерации санного спорта. Существуют строгие правила, которым каждый снаряд участника соревнований должен удовлетворять, разработаны проверенные опытом рекомендации, которым следуют фирмы, выпускающие сани: вес 20 кг, длина — 124 Хм, ширина между полозьями — 45 см и т. п.
Перед первой мировой войной немецкая газета «Винтер шпорт» начала регулярно печатать сообщения о событиях на санных трассах. В этой газете, например, был опубликован отчет о первых европейских соревнованиях саночников, которые проводились близ чешского города Либерец, где уже 83 участника боролись за звание победителя.
Только в 1923 г. делегаты саночников из Англии, Франции, Швейцарии, а также из США и Канады собрались на свой Международный конгресс в Париже. Они основали федерацию, которая включила и санный спорт и бобслей. Но хоть и уживались сани с бобслеем более трех десятков лет в одной федерации, общего между ними только и всего, что оба снаряда летят сверху вниз, стараясь развить высокую скорость, не переходя при этом за рамки дозволенного, что может кончиться плохо.
Несмотря на эффектность бобслея, популярность этого вида спорта гораздо меньше, чем санного. Это понятно: одно дело глядеть на гонки, другое — решиться самому сесть в снаряд. А к саням привлекает, помимо всего прочего, их доступность, возможность выступать в соревнованиях даже в таком возрасте, когда в других видах спорта самого верного энтузиаста давно списывают в болельщики.
В 1955 г. в Осло состоялся первый чемпионат мира по санному спорту. А в 1957 г. между бобслеем и санями произошло размежевание: санный спорт счел себя достаточно взрослым, чтобы организовать свою международную федерацию — ФИЛ, в которую вошли 20 стран мира. Вскоре сессия МОК из уважения к хозяевам IX зимней Олимпиады — австрийцам — приняла решение включить скоростной спуск на санях в программу соревнований. Так на своей родине в Альпах спортивные сани родились второй раз — уже в олимпийском качестве. Была утверждена программа соревнований: мужчины состязаются на санях-одиночках и двойках, женщины — на санях-одиночках.
Боевое крещение произошло в 1964 г. в Инсбруке, на трассе длиной 1040 м, с четырнадцатью виражами, проложенной по склону горы Игльс. И тут оказалось, что, несмотря на все уважение к хозяевам Игр, дружно проявленное пятнадцатью странами, решившимися участвовать в новом виде программы, пропускать австрийцев вперед кое-кто не намерен... Спортсмены из ГДР сразу же напомнили о том, что в их стране горы хоть и не так высоки, но достаточно круты. Борьба была упорная — сани сразу же сумели показать себя как вид спорта и трудный, и очень зрелищный. Первые в истории этого вида спорта золотые олимпийские медали получили в Инсбруке саночники
Немецкие, австрийские и итальянские саночники в основном и ведут сейчас борьбу за первенство на международных состязаниях. Из социалистических стран санный спорт культивируется кроме ГДР в Польше и Чехословакии, которые располагают отличными трассами, где есть опытные тренеры и спортсмены.
На Руси сани как средство транспорта, как развлечение и забава также были известны издревле. На праздниках проводов зимы, масленницах устраивались катания с гор.
Известно, что еще в 1910 г. в Москве проводились официальные соревнования саночников. Трасса была проложена на Воробьевых горах. Впоследствии, уже в 30-е годы, этой трассой пользовались московские спортсмены. В те же годы еще одну трассу построили в Нескучном саду рабочие завода «Красный пролетарий». Вскоре после войны некоторое время действовал на Ленинских горах аттракцион «санный спуск», привлекавший и детей, и взрослых. Но все это были лишь стихийные попытки популяризировать санки-аттракцион и развить этот вид спорта.
Сейчас перед Федерацией санного спорта СССР встала задача за короткое время развить санный спорт в нашей стране, сделав его доступным для широких слоев населения.
Для этого помимо искусственных трасс, отвечающих международным требованиям — длиной не менее 1000 м с десятком, а то и более специально рассчитанных виражей, стартовой эстакадой и т. п., необходимы небольшие учебные трассы, длиной всего в 200—300 м с двумя-тремя виражами. У нас уже есть неплохие трассы под Ригой в Цесисе, под Ленинградом в Кавголове, где состязаются сильнейшие саночники страны. Строятся большие трассы в Братске, Мончегорске, под Москвой.
Санный спорт впервые в 1971 г. включен в программу зимней Спартакиады профсоюзов. Команды опытных гонщиков и юниоров выезжают для соревнования за рубеж. Все это говорит о том, что новый спорт, позволяющий испытать прелесть скорости (гонщик на хорошей трассе мчится со средней скоростью свыше 100 км в час, а на отдельных участках трассы до 180 км), требующий высокой физической и волевой подготовки, завоевал популярность в нашей стране, где есть для его развития прекрасные природные условия.